Небоскребы любят нежное обхождение

Минск растет ввысь...

Минск растет ввысь. Конечно, до даунтаунов Нью–Йорка, Сан–Франциско и Лос–Анджелеса, как и до архитектурных изысков многоэтажных Астаны или Дубая нам еще далеко. Но уже на слуху «Парус», «Магнит», отель «Кемпински», «Минск–Сити» — эти названия все больше ассоциируются у минчан с будущими небоскребами. И пока градостроители на радость журналистам водят указками по объемным макетам, рассуждая о том, что высотные здания непременно подчеркнут городские контуры, специалисты Министерства по чрезвычайным ситуациям всерьез задумались о безопасности. А вдруг пожар? Как спасать людей с 20–х и 30–х этажей?


Еще несколько лет назад постоянно доводилось слышать претензии со стороны проектировщиков: строительные нормы очень жесткие и давно устарели. Возводить современные многоэтажные здания невозможно! Все поменялось, когда пару лет назад приняли новый технический кодекс «Высотные здания. Строительные нормы проектирования». Его разработали с учетом мирового опыта буквально за полгода. Что нового? Максимальную планку высоты подняли с 75 до 200 метров. Строительные работы закипели. В подтверждение  — цифры. Всего, по данным Минского городского управления МЧС, в ближайшие годы в Минске запланировано построить 14 небоскребов. На шести площадках уже давно поднимают плиты строительные краны, пыхтят, обливаясь потом, рабочие. Обещают, что на входе в некоторые здания уже в следующем году торжественно перережут красную ленточку. Звучит красиво. Но будут ли приняты многие «шпили», «стелы» и «башни» в эксплуатацию? Не факт... Требования к безопасности все равно жесткие.


— Здания должны размещаться так, чтобы в случае ЧП туда оперативно могли добраться спасатели, — показывает мне нормативные документы первый заместитель министра по чрезвычайным ситуациям генерал–майор Валентин Карпицкий. — По существующим нормам, если строители возводят здание высотой до 100 метров, то расстояние до ближайшей пожарной части не может превышать 2 километров, а если еще выше, как, например, административно–деловой центр на пересечении улиц Кальварийской и Максима Танка, то и вовсе километра. Пока под это правило подпадают только два запланированных объекта — на проспекте Независимости возле МКАД и при выезде из Минска на проспекте Победителей. Заключение на строительство мы дали, но если требования пожарной безопасности выполнены не будут, наш специалист объект попросту не примет.


Такое уже бывало. Год назад в Минске завершилось крупное строительство — реконструкция театра оперы и балета. До официального открытия оставалась всего неделя, но Государственный пожарный надзор своего «одобрямс» так и не выдал. Все замечания пришлось устранять чуть ли не в авральном порядке. В три смены. Успели.


Прогуливаюсь по площадкам, где уже через пару лет появятся небоскребы. Микрорайон Восток, станция метро «Фрунзенская», район Дворца спорта, улицы Тимирязева, Некрасова, проспект Дзержинского. Слишком уж далеко находятся небоскребы друг от друга — в разных частях города. Наши архитекторы предпочли компактному расположению зданий точечную застройку.


— Этот вопрос для нас один из самых больных, — замечает Валентин Карпицкий. — Мировая практика — построить многоэтажный деловой центр и расположить там единственную аварийно–спасательную часть с соответствующей техникой. Так намного эффективнее и дешевле. «Минск–Сити» видится идеальным вариантом. В разработанном нами и Мингорисполкомом проекте программы предусматривается более рациональная привязка зданий к существующим подразделениям МЧС.


Выяснить, насколько сейчас увязаны строительство небоскребов и развитие пожарной инфраструктуры, я попытался у первого заместителя председателя комитета архитектуры и градостроительства Мингорисполкома Алексея Мартынова. «Это их проблемы, мы не ориентируемся на пожарные депо, есть пожарные службы, которые компетентны этим заниматься и обеспечивать безопасность застройки в Минске», — был его ответ. Тут уж ничего не добавишь.


Впрочем, соседство пожарных депо и небоскребов — это лишь одно, но далеко не единственное условие. Что еще нужно для пущей безопасности жильцов, которые будут наблюдать за городом с высоты птичьего полета, или офисных клерков, чьи компании арендуют помещения на 36–м этаже новенького бизнес–центра? Например, специальная техника, обустроенные вертолетные площадки, особая конструкция зданий. Для чего?


— С верхних этажей небоскребов гораздо проще эвакуироваться на площадку на крыше, — размышляет Валентин Карпицкий. — Только вот пожарной техники свыше 100 метров в мире единицы. У нас только один подъемник достигает высоты 92 метров. Его используют для обслуживания Национальной библиотеки. Как быть? Помогут вертолеты. К ним цепляется специальный «контейнер», в которых спасенных перенесут на специальную площадку. По нормативам они должны быть в радиусе 500 метров.


Но за чей счет должна возводиться инфраструктура? Бюджет города? Вполне. Но минские власти ссылаются на нехватку финансирования. Инвесторы? Еще лучше. Но те не слишком рады такой дополнительной «нагрузке», которая, мол, удорожает и без того недешевый проект. Да уж, дилемма. Что делать? Все эти нюансы прописаны в городской программе обеспечения безопасности высотных зданий при проектировании, строительстве и эксплуатации. Но она пока не утверждена. Хотя первый шаг уже сделан. На днях председатель Мингорисполкома Николай Ладутько на оперативном совещании дал поручения рассмотреть вопрос о приобретении вертолета — на нужды Минского городского управления МЧС.


И все–таки неужели даже самый рядовой пожар может привести к катастрофическим последствиям? Воображение рисует апокалиптичные картины, в памяти всплывают эпизоды из Владивостока, Самары, где спасатели вовремя не смогли добраться до верхних этажей. Людям ничего не оставалось, как выпрыгивать прямо из окон. Рассчитывали спастись... Чуда, увы, не произошло.


Генерал–майор Карпицкий заметил: другие требования пожарного надзора исполняются исправно. К примеру, высотные здания должны быть оборудованы так называемыми техническими этажами, которые строят из специальных пожароустойчивых материалов. Спастись от удушающего дыма и огня можно будет именно там. А небольшое пламя запросто обнаружит и потушит автоматика. Некоторые постояльцы гостиницы «Беларусь» наверняка не раз добрым словом вспомнят умную технику, которая загасила не менее пяти мини–возгораний в номерах: коротили невыключенные электроприборы либо кто–то неудачно прикурил перед сном.


Надеяться можно и на профессионализм наших спасателей, которые постоянно совершенствуют навыки. Имеющееся оборудование — 92–метровый подъемник, лестница–штурмовка, альпинистское снаряжение, специальные костюмы — таки позволяет достучаться до небес. Правда, не очень быстро. К примеру, штурмовку используют так: цепляешься ее крюком за балкон и перемещаешься по ступенькам вверх. И так шаг за шагом. Только это опасно. Специальная техника решила бы многие вопросы.


Несмотря на сложности, высотные жилые дома, гостиницы и административно–деловые центры растут с каждым днем. Только построить небоскреб и сделать город современным — это одно. Но о тех, кто будет жить и работать в таких домах, тоже забывать не стоит. Перестраховка? Придирки? Нет — безопасность!

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter