Небо в спицах

Почти каждый мальчишка в детстве мечтает стать космонавтом, военным или летчиком.
Почти каждый мальчишка в детстве мечтает стать космонавтом, военным или летчиком. Исходя из этого, практически любой, не задумываясь, ответит, кем хотел стать в детстве сын военного летчика Евгений Соболь. А вот и не угадали! Точнее, отчасти. Действительно, в самом юном возрасте Женя, как и большинство его сверстников, смотрел в небо и представлял себя за штурвалом сверхзвукового истребителя. Но только до тех пор, пока не открыл для себя... велосипед.

"Так получилось, что во мне боролись два желания: я видел себя достойным продолжателем семейной династии, а с другой стороны - с самого детства не мог жить без велосипеда. В результате победил все-таки велосипед. На семейном совете отец, сам любитель велоспорта, принял решение не препятствовать выбору сына и "взлет" разрешил.

Взлет спортивной карьеры Соболя действительно оказался довольно впечатляющим. Уже через полгода тренировок в велосипедной секции Березовской ДЮСШ Евгений произвел маленький фурор на областных соревнованиях, заставив обратить на себя внимание специалистов. Еще через год он стал лучшим велогонщиком области. Потом была учеба в брестском УОРе, которая чуть было не закончилась... исключением.

"В первый же год я оказался в каком-то кризисе, - вспоминает Евгений. - Никак не мог показать тех результатов, которых, по-видимому, от меня ждали. Сколько раз приходилось слышать в свой адрес последние китайские предупреждения, несколько раз собирались выгнать за низкие спортивные результаты..."

В истории уже не раз были примеры, когда на будущих выдающихся людей поспешно вешали ярлык "неспособный". Конечно, сейчас трудно предположить, какое будущее ждет Евгения, но то, что он смог найти в себе силы преодолеть негативное отношение, позволяет надеяться, что его ждет не одна покоренная спортивная вершина.

"Согласитесь, мало найдется спортсменов, которые на вопрос: "Верил ли ты в то, что сможешь выступать на международном уровне?" - ответят отрицательно. Все стараются верить в лучшее, и я - не исключение. Однако на самом деле все гораздо сложнее. Признаюсь, особенно в первый год учебы неоднократно возникали мысли о том, что со спортом надо завязывать. Тогда возможность выступления, например, на этапе Кубка мира казалась чем-то вроде фантастики... В такой момент очень важно, чтобы рядом оказался кто-нибудь, кто помог бы поверить в свои силы".

Второе дыхание в карьере Соболя открылось, когда за его спортивное воспитание взялся Василий Сафонов. Результаты молодого велосипедиста наконец-то пошли вверх.

"Фактически всем я обязан Сафонову. Он помог мне поверить в свои силы, с ним же я тренируюсь и сейчас там же, в Бресте. Несмотря на то, что условия не всегда соответствуют желаемым. Главная проблема - трек, точнее, его отсутствие".

"Белорусский парадокс" - медали, завоеванные по всему миру, есть, а собственного трека нет - давно у многих вызывал вопросы. Однако до сих пор "трековики" вынуждены тренироваться вместе с "шоссейниками" на дорогах Брестчины.

"Действительно, разница между гонками на треке и на шоссе, на первый взгляд, не очень большая. Но на самом деле подготовка спортсменов для соревнований в обоих случаях должна быть разной. У нас же 90 процентов тренировок проходит на шоссе. На треке потренироваться удается только во время сборов в Москве. Поэтому многие из белорусских "трековиков" на самом деле универсалы, как я. То есть параллельно с гонками на треке могут выступать на "шоссейных" чемпионатах и в профессиональных многодневках..."

Фактически трековый этап в жизни Евгения начался совсем недавно. Полтора года назад его впервые пригласили попробовать "кольцо". Через несколько дней фамилия Соболя значилась в составе национальной команды на чемпионате мира. Тогда поучаствовать так и не удалось... Однако уже прошлой весной Евгений завоевал командное "серебро" на этапе Кубка мира, а в апреле этого года стал бронзовым призером.

"Оглядываясь назад, я вижу, что уже достиг многого. Но это отнюдь не предел мечтаний. К тому же сейчас начинают создавать условия. После побед Натальи Цилинской проблемам отечественного велоспорта стали уделять больше внимания. Это позволило нам значительно прибавить и в этом году практически вплотную подобраться к элитным командам Австралии, Франции. Сейчас от того, чтобы считаться мировой велоэлитой, Беларусь отделяет только... чуток везения: второй этап Кубка мира подряд проигрываем лидерам меньше секунды. Но это поправимо".

Болельщикам приятно слышать об успехах белорусских велогонщиков. Этого же требует от них руководство... Только вот дальше требований и желаний дело не идет. Да, речь все о том же треке. Нет, здорово, конечно, что отечественные наставники нашли способ готовить универсалов, для которых, что по треку круги нарезать, что многодневку крутить, - все едино. Только вот почему-то мировая практика показывает, что разница между этими двумя видами спорта существенная и для того, чтобы получать приличные результаты, специалистов - шоссейников и трековиков - лучше всего готовить отдельно. Шоссе у нас много, а вот трека нет.

"То, что у нас есть возможность тренироваться в "Крылатском", - большой плюс, - говорит гостренер по велоспорту Анатолий Миклашевич. - Но, на мой взгляд, гораздо выгоднее было бы не возить велосипедистов по заграницам, а тренировать на своем треке. Тем более что его строительство дало бы ощутимый толчок в развитии белорусского велоспорта".

По словам Миклашевича, разговоры о его создании с переменным успехом идут уже давно. Одно время при участии иностранных инвесторов был даже разработан соответствующий проект, выбрано место, но... не судьба. "Беда в том, что те люди, от которых зависит ответ на вопрос: "Быть или не быть треку в Беларуси?", похоже, не понимают авторитета велоспорта в мире".

И это при том, что вопрос о строительстве трека неоднократно поднимался даже на заседаниях Совета Министров. Крайних, как это водится, не найти. Не за горами Олимпиада, на которой от белорусских велосипедистов ждут самых высоких результатов. Изменится ли что-нибудь после ее окончания - предсказать сложно. А пока спортсмены, призванные поднимать престиж страны на международной арене, вынуждены довольствоваться положением "квартирантов" в Москве и жить надеждами на обещанные перемены.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter