До старта чемпионата мира по футболу — 2022 остался год

Небо в алмазах


Тихо и мирно катится к своему завершению очередной футбольный сезон, а вместе с ним подходит к логическому финишу и отборочный турнир ЧМ-2022, который в следующем ноябре примет жаркий, солнечный Катар.

Это будет необычный и новаторский турнир по многим параметрам, однако для наших болельщиков он останется постоянен в печальной традиции — в финальной стадии вновь обойдется без белорусской сборной. Впрочем, к такому положению вещей все уже успели привыкнуть и особых иллюзий изначально не строили.

Тем более что факт отсутствия в элитном раунде подопечных Георгия Кондратьева вряд ли сделает турнир более пресным и менее увлекательным.

Опять мимо

Известная шутка: скорее бразильцы выступят в сильнейшем дивизионе чемпионата мира по хоккею, чем белорусы проторят себе дорожку на футбольный мундиаль. Печально, однако близко к истине. Хотя попыток исправить ситуацию в нашем футбольном хозяйстве не оставляют и продолжают изо всех сил стараться. Со стороны это больше напоминает потуги мухи, бьющейся о стекло, но тем не менее. Накануне Георгий Кондратьев определился с окончательным списком игроков, вызванных на заключительный для нас в этом отборочном цикле матч квалификации чемпионата мира против сборной Уэльса, а также товарищеский поединок с Иорданией. Последний соперник довольно экзотический, но при этом весьма актуальный: иорданцы географически представляют Аравийский полуостров, и это единственный факт, который хоть как-то способен приблизить нас к Катару. Правда, лишь гипотетически — играть все равно предстоит в Минске.

Организаторы обещают провести в Катаре лучшее первенство планеты в истории.
fifa.com


Сбор главной команды страны продлится с 7 по 17 ноября. Наша дружина разместится в техническом центре Ассоциации «Белорусская федерация футбола» и будет тренироваться на комплексе футбольных полей АБФФ до вылета в Уэльс. На стадионе «Кардифф Сити» 13 ноября в 22:45 белорусские футболисты завершат свою эпопею в очередном неудачном отборе, а 16 ноября на стадионе «Динамо» примут Иорданию. К встречам готовятся 23 футболиста. Вратари: Сергей Черник («Шахтер», Солигорск), Егор Хаткевич («Динамо», Минск), Павел Павлюченко («Рух», Брест). Защитники: Никита Наумов, Максим Швецов (оба — «Динамо», Минск), Николай Золотов («Колос», Украина), Роман Юзепчук, Кирилл Печенин (оба — «Рух», Брест), Роман Бегунов, Глеб Шевченко (оба — «Шахтер», Солигорск), Руслан Юденков («Гомель»), Артем Сокол («Энергетик-БГУ», Минск). Полузащитники: Владислав Климович, Иван Бахар, Александр Селява (все — «Динамо», Минск), Евгений Яблонский (БАТЭ, Борисов), Макс Эбонг («Астана», Казахстан), Павел Седько («Торпедо», Россия), Руслан Лисакович («Ислочь», Минский район), Артем Концевой («Рух», Брест). Нападающие: Виталий Лисакович («Локомотив», Россия), Дмитрий Антилевский («Торпедо-БелАЗ», Жодино), Андрей Соловей («Гомель»).

Ну а пока мы, мечтая о Катаре, примериваемся к Иордании. Первые счастливчики, которые уже могут поковать чемоданы на чемпионат мира, определены. Помимо хозяев турнира, места под солнцем забронировали себе действующие чемпионы мира — французы, а также Германия и Дания, досрочно занявшие первые места в своих отборочных группах. Все остальные — в процессе. Последние билеты будут разыграны летом 2022 года.

Сборной Беларуси большая футбольная сказка пока только снится.
abff.by

Там, куда мы не попали

Если сборная Беларуси не спешит с участием в чемпионатах мира, это совсем не значит, что игнорировать турнир должны и наши болельщики. Тем более первенство мира в Катаре обещает стать весьма занятным. Если не сказать уникальным. И тому есть множество причин.

Начнем с того, что мундиаль впервые пройдет на Ближнем Востоке. Второй факт вытекает из первого: там очень жарко, а потому вместо лета соревнования были перенесены на ноябрь. Финальный же поединок и вовсе состоится 18 декабря — под Рождество! И это тоже впервые. Так же первый раз в истории чемпионат мира будет проведен в стране арабского мира с абсолютным мусульманским большинством. Кроме того, это будет последнее первенство планеты с 32 командами-участницами — в 2026-м квота расширится до 48 сборных (может быть, в эти широкие ворота сможет попасть белорусская сборная?).

Все это, конечно, приковывает к Катару повышенное внимание. С тех пор как страна получила право провести турнир (а случилось это в 2010 году), вокруг только и слышно, что о скандалах, интригах да расследованиях. От заявлений, что шейхи все купили, до констатации, будто чемпионат ждет полнейший провал. Но, судя по всему, не ждет. Скорее, наоборот: тотальный и полный успех. Несмотря на то что на момент заявки и выигрыша главного лота на проведение мундиаля в Катаре к футбольному празднику не было готово ровным счетом ничего, за десять прошедших лет в пустыне на берегу Персидского залива вырос настоящий футбольный оазис. И это не преувеличение.

В Катаре с нетерпением ждут в гости около полутора миллионов болельщиков — невиданный размах для довольно закрытой туристической отрасли страны. Всех их нужно где-то расселить и развлечь. О забавах, помимо футбола, мы еще поговорим. А пока остановимся непосредственно на игре. За год до старта в Дохе и прилегающих городах к чемпионату готово почти все, и организаторы не без оснований утверждают: это будет исторический и не похожий на все предыдущие мундиаль. Начнем с необычайной компактности: болельщики спокойно смогут посетить более одного матча за день, потому что максимальное расстояние от одного стадиона до другого составит всего-навсего 70 километров. Вы будете смеяться, но это как от Минска до «Борисов-Арены»! А общая площадь Катара вообще в разы меньше, чем Минская область!

Практически вся инфраструктура к грядущему празднику футбола отстраивалась с нуля и выглядит просто космически: матчи финальной стадии будут сыграны на восьми стадионах в пяти городах — в Дохе, Ар-Райяне, Лусаиле, Аль-Хоре и Аль-Вакре. Шесть арен уже полностью готовы, две еще в доработке, но уже вот-вот будут сданы в эксплуатацию. Никакого форс-мажора, все четко и в срок. По официальной информации, на данный момент государство уже потратило на организацию турнира около 200 миллиардов долларов. В эту сумму входят расходы на строительство стадионов, метро, ­аэропортов, порта и даже… нового города (об этом — дальше)! Безумно дорогая, как принято считать, Олимпиада-2014 в Сочи, для примера, обошлась организаторам всего в два десятка миллиардов. Не мудрено, что шейхи в один голос говорят: «Мы надеемся, что сумеем организовать такой чемпионат мира, от которого весь мир будет в восторге!»

Ни копейки на ветер

Еще один занимательный факт: семь из восьми стадионов после чемпионата будут переоборудованы в другие объекты или вовсе утилизированы — стране просто не нужно столько футбольной специализированной инфраструктуры. Одна из организаторов чемпионата в интервью порталу championat.com рассказала: «Прежде чем составлять планы, как будут использоваться арены в будущем, мы общались с людьми, живущими рядом, и спрашивали, чего им не хватает в районе. Они составляли свой список, и мы увидели: тут, например, жителям нужна больница, в другом месте — торговый центр, а в третьем — мечеть и парк, где можно заниматься спортом. Поэтому многие стадионы и прилегающие территории после ЧМ-2022 превратятся в социально значимые объекты. А арена, на которой пройдет финал — «Лусаил», — вообще не будет использоваться для футбола. Останется только чаша, а внутри появятся школа, медицинские учреждения и, возможно, офисы».

Стадион «Халифа Интернейшнл». Вместимость — 40 тысяч зрителей. Построен в 2017 году.
fifa.com

Стадион «Ахмад бин Али». Вместимость — 40 тысяч зрителей. Построен в 2020 году.

К слову, к чемпионату мира с нуля возвели не только сам стадион «Лусаил», но и город, в котором он расположен, — в 15 километрах к северу от Дохи. Когда Катар выиграл право на проведение ЧМ-2022, там не было ни одного дома — сплошь песчаные дюны. А уже сегодня (с определенной долей недоработок, конечно) это умный и экологичный город, управлять которым можно из единого информационного центра — начиная от трафика на дорогах и заканчивая ЖКХ. Стоимость этой масштабной стройки оценивается в 45 миллиардов долларов. Еще 40 планируется потратить сверху на развитие инфраструктуры и услуг для горожан. Кстати, город рассчитан на 450 тысяч человек. Уже в этом году Лусаил будет соединен с Дохой линией метрополитена и железнодорожными ветками. А для комфортного перемещения по всем районам будет запущена городская трамвайная линия с четырьмя маршрутами и 36 станциями. Общая протяженность — более 39 километров. Городская гавань станет одной из крупнейших в заливе, здесь появятся четыре искусственных острова, огромный парк развлечений и поля для гольфа.

Стадион «Лусаил». Вместимость — 86 тысяч 250 зрителей. Строительство почти завершено.

Проекты арен чемпионата мира в Катаре напоминают волшебные картинки, воплощенные в реальность.

И снова — к стадионам. Первоначальный облик сохранит только арена «Халифа Интернейшнл», а вот «Рас Абу Абуд» станет первым объектом в истории чемпионатов мира, который полностью разберут после турнира: арена была построена из 974 грузовых контейнеров, так что сделать это будет не слишком сложно. И еще. Призовой фонд чемпионата мира — 2022 в Катаре составит миллиард долларов! Куш крупнее не разыгрывался никогда.

Восток — дело тонкое

Конечно же, болельщиков и участников волнует много других вопросов. Что ни говори, а Катар — это страна мусульманского мира и там свои, очень специфические для чересчур демократического Запада нравы и традиции. Что можно, а что нельзя? И как все-таки быть с жарой? В Катаре континентальный тропический климат, который характеризуется слишком высокой температурой — настоящим пеклом: летом стрелка термометра легко достигает 50 градусов по Цельсию! Зимой прохладнее, но не слишком.

«Не волнуйтесь, — говорят в Катаре, — продумано и это». С небом, конечно, не договоришься, но научно-технический прогресс, помноженный на большие деньги, способен творить чудеса. На стадионах повсеместно установлены мощные охлаждающие системы — на поле и трибунах градус не повысится выше 27. Более того, кондиционеры внедрены даже на некоторых центральных улицах для комфорта пешеходов. Чтобы не потели. Не беспокоиться призывают организаторы и тех, кто градус хочет не понизить, а наоборот, повысить. Какой же футбол без пива и более крепких напитков?

В Катаре с этим очень строго. Фактически — табу! Существует запрет на ввоз алкогольной продукции: в аэропорту сканируют весь багаж на наличие запрятанной в чемодане бутылки. Даже если вы купили что-то в Duty Free, в город вас с алкоголем не впустят. В самой стране работает лишь пара магазинов, торгующих спиртным, но попасть туда тоже может не всякий. Но чего не сделаешь ради комфорта болельщиков! Массово употреблять, конечно, не разрешат, потому что мусульманский закон — это не дышло. Сильно безобразничать, конечно, тоже не получится. Но выпить в пределах разумного и в установленных местах — это пожалуйста! В фан-зонах обещают полную демократию и налив: хотите — пиво, хотите — покрепче. Однако Катар — страна не дешевая, и об этом туристам тоже нужно помнить.

Будет, по уверению организаторов, и множество различных вариантов, где остановиться на постой — на любой, как говорится, кошелек: гостиницы, плавучие отели, апартаменты… Даже фанатские кемпинги в пустыне, где вместо метрдотелей и такси — бедуины и верблюды.

Буря в пустыне

«Домашний чемпионат мира — великий момент в истории Катара. Мы обязаны не только провести его на высшем уровне, но и достойно выступить. Ждем от сборной как минимум выхода из группы», — задал высокую планку ожиданиям эмир Тамим бин Хамад Аль-Тани. О том, что слова в Катаре с делом не расходятся, весь спортивный мир имел возможность убедиться в 2015 году, когда Доха приняла первенство планеты по гандболу. До того момента в Катаре мяч с трудом могли отличить от морковки, однако сборная хозяев на турнире сенсационно сумела дойти до финала (по пути обыграв белорусов — 26:22) и в решающем поединке с боем уступила французам — 22:25. Да, решающие роли на площадке играли натурализованные гандболисты (Шарич, Руане, Капоте, Барагич, Маркович), но все равно никто не ожидал от этой сборной такой прыти.

В футболе Катар пошел по более тонкому и сложному пути, чем поголовная натурализация зарубежных звезд. Благо время позволяло. Организаторы признались: «К тому моменту, когда мы выиграли заявку на проведение чемпионата мира, у нас уже была стратегия по развитию страны до 2030 года, чтобы сделать Катар открытым и прогрессивным в социальном и образовательном плане, шагнуть вперед в экологическом развитии, кардинально изменить и развить городскую инфраструктуру. Победа в 2010-м дала нам понять, что нужно ускориться. И мы создали Aspire Academy — своего рода спортивный город, один из лучших футбольных центров в мире». А основным наставником выдернули из академии «Барселоны» Феликса Бас Санчеса (тренер вспоминал, что на тот момент в стране было всего 220 зарегистрированных футболистов). Санчес, к слову, стал одним из многих испанских тренеров, которых призвали готовить поколение катарских суперзвезд.

Сейчас он главный тренер национальной сборной Катара, которая совершила рывок в рейтинге ФИФА с 122-го на 46-е место! И ее костяк составляют сплошь воспитанники той самой Aspire Academy. В январе 2019-го Катар блестяще выступил в Кубке Азии, заявив о том, что в мире родилась новая, весьма симпатичная команда: семь побед в семи матчах, шесть сухих игр (единственный гол пропустили от Японии в финале) и безоговорочная победа! Оцените прогресс: на Кубке Азии — 2015 Катар занял последнее место в группе, а в 2019-м завоевал трофей! Причем Санчес задействовал на турнире всего четырех натурализованных игроков, подтянув в состав при этом 10 арабских парней из U-23, а главными звездами стала яркая связка выпускников Aspire Academy: 22-летний форвард Альмоэз Али, который забил 9 голов в 7 матчах и побил рекорд иранца Али Даеи (8 голов в 1996-м) и лучший ассистент турнира 22-летний плеймейкер Акрам Афиф — 10 ассистов в 7 матчах. Оба родились в Дохе, а росли в Aspire под наблюдением Санчеса. Как вам такой поворот дел?

Очень прилично вырос и уровень чемпионата Катара, в который раньше приезжали играть лишь звезды на закате карьер. И здесь тоже вектор сместили, главный упор сделав на тренеров. В высшем дивизионе первенства страны (Qatar Stars League) играют нынче 12 команд, и 11 из них тренируют иностранцы! Причем с серьезной репутацией: испанец Хави и француз Лоран Блана, итальянец Андреа Страмаччони, испанец Тинтин Маркес, бразильцы Зе Рикардо и Серхио Фариас, португалец Луиш Каштру, черногорец Небойша Йовович, немец Винфрид Шефер. Легендарный Хави, без которого, как утверждают, и Лионель Месси в «Барселоне» не стал бы собой, возглавил «Аль-Садд» в мае 2019 года и с тех пор выиграл с командой семь трофеев: в прошлом сезоне команда в 18 матчах одержала 16 побед с разницей мячей 69:12!

До старта чемпионата мира — 2022 в Катаре остался год. Теперь вы убедились, что это будет очень увлекательный и нетривиальный турнир?

s_kanashyts@sb.by   
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter