Небо в алмазах

Для тысяч пап и мам опять наступает время бессонных ночей. Виной тому уже не младенческие зубки и еще не централизованное тестирование, а раздумья о 1 сентября.
Для тысяч пап и мам опять наступает время бессонных ночей. Виной тому уже не младенческие зубки и еще не централизованное тестирование, а раздумья о 1 сентября. Ведь определить ребенка в школу хочется так, чтобы потом никому не было мучительно больно. Но вот как?

Спору нет, правильно выбранная школа — залог будущих успехов сына или дочки. И самые заботливые из родителей начинают закладывать первые кирпичики в этот успех за год, если не за два–три до первого звонка. Для них даже термин новый придумали — «высшее дошкольное». Его обещают дать продвинутые детские сады, репетиторы и, конечно, школы раннего развития, которых расплодилось видимо–невидимо, и многие на базе гимназий — голубой родительской мечты. То, что гимназии на самом деле лишь сдают помещения в аренду, доходит до пап и мам не сразу, а когда доходит, все равно продолжает теплиться надежда: авось учитель (как правило, все из той же гимназии) замолвит словечко? «А куда мой Санек денется — поступит, я же за него по 20 евро в месяц платила!» — ни минуты не сомневается в успехе своего предприятия одна знакомая мама. Эх, всем бы ее уверенность. Как ни обидно, такая «гарантия» — один из самых ненадежных способов устроить судьбу первоклашки.

Особенно остро вы чувствуете это в тот ясный весенний день, когда психолог ставит вашему ребенку, которому в школе развития на запястье рисовали одни «десятки», «средний уровень готовности к школе». Ну да, он не запомнил с ходу десять ничем не связанных между собой слов (их и взрослый–то запомнит с трудом), не знал, что такое нитроглицерин (лично я узнала это в выпускном классе), не смог объяснить, что такое параллелепипед (без комментариев). Хорошо еще, что не спросили, какого цвета рубин, или что означает выражение «небо в алмазах», как спросили у его ровесника из соседнего подъезда. В общем, «средний». Ваша голубая мечта дает трещину... Впрочем, не сошелся же свет клином на этой гимназии! Вы расширяете круг поисков среди модных учебных заведений. Только вот в одной окрестной школе с углубленным изучением языков вам заявляют, что набирать первоклашек будут по минимуму и в основном из ближайших домов. До другой, политехнической, топать минут сорок быстрым шагом. А в третьей, художественной, завуч младших классов отрывает голову от журнала, только чтобы сообщить, что «у нас всегда конкурс 5 человек на место». И вот уже лежит в руинах мечта о достойном образовании, хотя очень может быть, что ваш ребенок получит его совсем не там, куда все рвутся.

Есть среди родителей мудрые люди. Они никогда не заставят свое пятилетнее чадо заниматься дважды в неделю музыкой, еще дважды — в школе развития, а по выходным ходить в бассейн. И они никогда не будут судить о школе по ее профилю, потому что важен анфас — и в престижном заведении может найтись учитель, который отобьет охоту к учению даже у вундеркинда. Такие папы и мамы не мечтают, а разведывают. Для начала они собирают информацию обо всех потенциально подходящих школах (их только в Минске 253!), причем из самых разных источников — от справочников и Интернета до мнений знакомых и беспристрастных школьных вахтеров. Потом ориентируются на местности — ходят по школам и говорят не только с завучем, но и с педагогами, родителями учеников. «Сигнал тревоги» — преподаватели идут на контакт неохотно. Если школе есть, чем гордиться, значит, вряд ли будут это скрывать. Не менее красноречивые критерии — текучка кадров и микроклимат. Ну и, разумеется, опыт, категория и коммуникативные качества потенциальной учительницы. Что интересно, собранное «досье» в каждой семье оценивают по–разному. И если кому–то тихие второклашки, чинно восседающие за партами, кажутся лучшим доказательством серьезного учебного процесса, то другие сокрушаются: беда, заучили детей! В результате пути самых юных абитуриентов расходятся. Оно и понятно: идеальной школы просто не существует, ее каждый подбирает под себя, под характер и возможности своего ребенка. Потому что ему, а не нам идти первый раз в первый класс. Он в конечном счете и поставит главную оценку.



Как выбрать хорошую школу

Развеять многочисленные родительские страхи корреспондент «СБ» попросила начальника отдела дошкольного и общего среднего образования комитета по образованию Мингорисполкома Татьяну ХОРУЖУЮ.

— Хочу сразу заверить всех пап и мам в одном: для беспокойства нет никаких оснований. Для каждого из 13 тысяч будущих минских первоклассников уже зарезервировано место в школе, все будут учиться с 1 сентября, — сказала Татьяна Павловна, прежде чем прокомментировать самые больные вопросы.

— Какие справки готовить к школе?

— Только три документа — заявление родителей, копию свидетельства о рождении (оно подтверждает, что ребенку уже исполнилось 6 лет или исполнится к 1 сентября) и медицинскую карту. Приемные комиссии будут работать в течение всего лета.

— Могут ли ребенка не принять в школу по состоянию здоровья?

— По закону об образовании, у нас все дети обучаются с 6 лет. Отсрочка на год дается, если у ребенка тяжелая бронхиальная астма, острые повторные длительные респираторные заболевания, задержка психического или физического развития, эпилепсия, невроз, прогрессирующая миопия, сахарный диабет, хронический тонзиллит — всего в списке Минздрава 30 позиций, более подробно с ними можно ознакомиться у участкового педиатра или в районном управлении образования.

— Должен ли будущий первоклассник бегло читать?

— В первую очередь ребенок должен быть здоровым, готовым к обучению функционально и психологически. Но от него абсолютно не требуется умения читать, писать и даже считать до 10. Дело в том, что дошкольник развивается нединамично, и угадать, у кого и когда произойдет скачок, очень сложно. Программа для детских садов «Пралеска» определяет, только что МОЖЕТ уметь ребенок. Но если он этому не научился — не впадайте в панику и тем более не муштруйте малыша летом. Пусть он лучше отдохнет, наберется сил, придет в школу веселым и бодрым — там его всему и научат.

— Что значит запись психолога «низкий уровень готовности к школе» — это приговор?

— Любое развитие ребенка — это и есть его норма. Поэтому в первом и втором классах у нас и введено безотметочное обучение: не все дети сразу раскрывают свои способности. Что же касается консультации психолога, то, во–первых, она должна в обязательном порядке проходить в присутствии взрослого, во–вторых, психолог должен объяснить ему, что он делает и для чего. А в–третьих, все сведения заносятся в медицинскую карту только с согласия родителей.

— По каким причинам элитная школа может отказать в приеме?

— Только по одной — если нет свободных мест. Конечно, в первую очередь в нее зачисляются те дети, которые живут в ближайших домах. Иной раз школа просто не может вместить всех желающих, ведь в каждый класс можно взять не более 25 человек. Но это не трагедия, ведь за ребенком закреплено место в близлежащей школе, куда его примут всегда.

— Что нужно уметь, чтобы попасть в гимназию?

— Сама гимназия начинается с 5–го класса, а первоклассник поступает лишь в начальные классы при гимназии — точно такие же, как и в общеобразовательной школе, с точно такой же программой обучения. Причем не рассчитывайте на какие–либо преимущества и гарантии в будущем — ребенок все равно будет проходить конкурсные испытания при поступлении в гимназию, выполняя стандартные задания. Нацеленность только на классы при гимназии, наоборот, может навредить: представьте, что, отучившись там 4 класса, ребенок потом не пройдет по конкурсу в пятый — какой это будет для него стресс? Как правило, в гимназию поступают только 50 процентов выпускников начальных классов при гимназии, остальные — со всего города. Вообще, хорошенько подумайте, нужна ли вам именно гимназия? Может быть, ребенку с творческими задатками больше подойдет школа с уклоном — хореографическим, художественным, музыкально–хоровым, с углубленным изучением иностранного языка?

— Если малыш весь год занимался в школе раннего развития при гимназии, дает ли это ему какие–то преимущества?

— Нет. Это дополнительные занятия, популярная услуга, не более того. Я лично не сторонница таких школ. Перегружены ведь сегодня не только школьники, но и дошкольники. И если одно–два занятия в неделю еще допустимы, то по 5 — 6 уроков в выходные дни, как это нередко бывает в школах раннего развития, — уже явный перебор.

— Как выбрать хорошую школу?

— Выбирать надо скорее не школу, а учителя, который определяет качество знаний. Оно у нас, кстати, весьма высокое: как показал мониторинг, средний балл ребят, закончивших начальную школу, — 7 — 8. А знакомиться с учителем лучше всего в рамках преемственности между школой и детским садом: опытные педагоги приходят туда сами, знакомятся с детьми и родителями. К хорошим преподавателям конкурс всегда не меньше, чем в гимназию.

— Что делать, если ребенка в престижную школу не приняли и родители считают это несправедливостью?

— Обращайтесь в районные управления образования, чьи специалисты проверят, как шел прием. Это не только можно, но и нужно сделать. Все мы заинтересованы в том, чтобы поступление в школу было максимально прозрачным и понятным для родителей.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter