Небо. Самолет. Девушка

Стюардесс, как и кинозвезд, узнают на улицах Бортпроводник — профессия элитная. Уже хотя бы потому, что в Национальной авиакомпании "Белавиа” их немногим более сотни. По традиции работа эта преимущественно женская. Объединяет девушек, выбравших небо, по словам старшего бортпроводника Национальной авиакомпании "Белавиа” Елены Курьянович, с которой мы беседовали накануне Дня гражданской авиации, несколько экстремальный характер. И мечта об этой профессии, которой они остаются верны всю жизнь.

Моя собеседница летает уже более 20 лет. Стать стюардессой решила еще в девятом классе. Тогда бортпроводников в Советском Союзе готовило единственное училище — в Ленинграде. И путешествие на самолете из Минска в Ленинград стало первым полетом в жизни Елены — до этого на борт самолета она не поднималась никогда.
Сегодня будущих бортпроводников в нашей стране готовят в учебном центре, который называется по-военному: учебно-тренировочный отряд. Обязательное условие приема — знание английского, желательно — еще нескольких иностранных языков. Претендентки, как и фотомодели, проходят кастинг. Но главное качество, которым должна обладать стюардесса, считает Елена Курьянович, — это любовь к людям, умение им сопереживать.
— Любой человек почувствует, если ему улыбаются неискренне, “по инструкции”. На борт самолета поднимаются самые разные люди, и помощь им может потребоваться самая разная, — поясняет Елена. — Например, на днях, во время полета во Франкфурт-на-Майне, женщина попросила меня подержать двухмесячного малютку. Если в человеке нет стремления поделиться с каждым кусочком своей души, едва ли ему удастся стать хорошим бортпроводником.
В длинной цепи событий, объединенных понятием “пассажирская авиаперевозка” и начинающихся с приобретения авиабилетов, центральное место занимает сам полет, а центральная фигура путешествия — радушная хозяйка салона самолета стюардесса. С ней непосредственно общаются пассажиры, и именно от ее профессионализма зависит, насколько приятными или тяжелыми будут часы, проведенные в небе. Ведь как бы ни развивались технологии, в воздухе обычный, среднестатистический наш современник не чувствует себя уверенно. Даже для человека, который постоянно пользуется услугами авиакомпаний, полет — всегда событие, стресс.
— Бывает, в салон входит человек — а в глазах у него страх. Особенно если летит он впервые — это мы замечаем с первого взгляда. Надо уметь успокоить такого пассажира, вселить в него уверенность, что все будет хорошо. И в полете не забыть подойти к нему еще несколько раз. Недавно была у меня такая пассажирка. Итальянка средних лет, летела в Рим. Итальянского я не знаю, а она не знает никаких языков, кроме родного. Но когда я обняла ее за плечи и по-русски сказала: “Не волнуйтесь, все будет хорошо!” — мы поняли друг друга. Она постепенно успокоилась, даже улыбнулась мне.
Наибольшее количество пассажиров, которых можно перевезти за один раз 164 человека — это на “Ту-154”. На “Боинге” — от 104 до 123 человек. В зависимости от этого в бригаде бортпроводников от трех до пяти сотрудников. В среднем на попечении одной стюардессы оказывается около 30 пассажиров.
Любая дорога — это расставание или ожидание встречи.
— Бывают пассажиры, за которыми просто интересно наблюдать. В аэропорту Великобритании на борт поднимается девушка, держит в руке цветок, а в глазах у нее слезы. Невольно думаешь: наверное, она оставляет в Англии любимого человека. Приятно домысливать, как они вскоре встретятся вновь. Кто-то летит к родственникам, которые живут далеко. Волнуется перед встречей. Часто ничего не приходится и домысливать — пассажиры сами охотно рассказывают стюардессам о своей жизни. Причем очень откровенно: срабатывает “эффект купе поезда”. Рейс на Тель-Авив у нас считается одним из наиболее сложных, потому что люди там самые общительные. Многие из пассажиров этого рейса родом из Беларуси, но уже давно живут в Израиле. Вот и рассказывают, как попали на ПМЖ, о своей ностальгии. Минск—Москва — тоже особый рейс: очень часто летают кинозвезды, артисты эстрады. Мне, например, довелось пообщаться “вживую” с Анжеликой Агурбаш, Басковым, Олейниковым и Стояновым, а еще с Митрополитом Филаретом. Не испытываю потребности в автографах, но звезды сами охотно пишут на своих афишах и рекламных буклетах пожелания стюардессам — что-нибудь вроде “Счастливых вам полетов!”. Так что у меня собрались уже небольшая коллекция. Иногда трудно  бывает сдержать слезы: например, когда работаешь на рейсе, которым перевозят чернобыльских детей на оздоровление. Однажды малыш лет семи, сирота из школы-интерната, вдруг обнял меня, когда я проходила мимо его кресла, и долго не отпускал. Такие детки всегда просят, чтобы с ними поговорили.
Бортпроводники следят за тем, чтобы пассажиру в салоне было тепло и удобно, выдают пледы, разносят газеты, еду и напитки, при необходимости оказывают первую медицинскую помощь. Главная задача стюардессы — безопасность пассажиров. На борт самолета бригада бортпроводников поднимается за полтора часа до вылета и первым делом проверяет наличие и исправность аварийно-спасательных средств.
— Иногда пассажиры, чаще всего мужчины, бравируя опасностью, отказываются застегивать ремни безопасности, — рассказывает Елена. — Мы должны убедить его, настоять, чтобы пассажир обязательно пристегнулся. Ведь бывали случаи, когда ремни действительно спасали жизнь.
Несносных пассажиров, к слову, больше среди представителей сильного пола. То ему кресло узкое, то спиртного мало (в самолете существует норма: сто граммов вина для пассажиров экономкласса, в бизнес-классе спиртной напиток можно выбрать. “Курящих” авиарейсов у “Белавиа” нет. Если установленный в самолете детектор дыма сработает, по прибытии курильщику придется платить штраф. Среди женщин тоже попадаются капризные, хотя и реже, говорит Елена. Но отвечать агрессией на агрессию стюардессе нельзя. Профессионализм — это умение подобрать ключик к сердцу самого ворчливого пассажира, чтобы, выходя из самолета, он улыбался и благодарил стюардесс. А самые непритязательные клиенты авиакомпании — пожилые люди, причем не только наши соотечественники, но и граждане других стран. Они ничего не требуют и всегда благодарят борт-проводницу. Поэтому, рассказывает моя собеседница, их всегда хочется окружить особой заботой и вниманием.
О том, что бортпроводник — профессия героическая, снимаются фильмы и слагаются песни. На вопрос, чувствует ли она себя героиней, Лена отшучивается:
— Конечно, чувствую. Ты идешь по проходу, видишь, что всех пристегнула. И все тебя наконец-то слушаются!
Но вообще-то, говорит моя собеседница, стюардесса должна быть готова ко всему, ведь предвидеть, что произойдет во время полета, невозможно. Должна все время быть внутренне собранной, не показывая этого пассажирам: может возникнуть ситуация, когда принимать решение надо будет за секунды.
— К примеру, до аварийной посадки остается пять минут, и надо морально подготовить пассажиров, чтобы не возникло паники. Самое страшное, если все вскочат с мест, побегут, а аварийных выходов на борту не так уж много. В случае аварийной посадки и прочих непредвиденных ситуаций каждый бортпроводник заранее знает свое рабочее место и свои обязанности.
— А самой летать не страшно?
— Чем дольше летаешь, тем страшнее. Особенно, если у тебя появляется семья, дети. Становится немного не по себе, когда поднимаешься в небо. Опасение приходит с опытом работы. Молоденькая девушка, недавно надевшая форму бортпроводницы, в силу неопытности ничего не боится. Она еще не знает, что может случиться с самолетом, какие бывают ситуации. Страх полета вообще свойствен человеку. Моя мама, например, переживает каждый раз, когда я отправляюсь на работу, а дочь наотрез отказалась “продолжить династию”. Хотя, по статистике, у всех нас гораздо больше шансов попасть в аварию, сев в маршрутное такси в час пик, чем в авиакатастрофу. Но когда где-нибудь в мире разбивается самолет, об этом целый день трубят по всем телеканалам, рассказывают по радио... Это, конечно, действует на нервы и нам, и пассажирам.
Бывает, рассказывает Елена, что, поднявшись на борт, пассажиры, чтобы заглушить страх, тут же начинают “соображать” — в одиночку, на двоих или троих, даже не попросив стаканчик и пряча бутылку от бортпроводниц. А иногда на борт поднимается пассажир уже навеселе, выпивший в ожидании рейса. Некоторые зарубежные авиакомпании запрещают брать с собой спиртное в салон самолета. У нас это пока можно, но командир корабля имеет право не брать на себя ответственность лететь с пьяным пассажиром. Бывали случаи, когда, чтобы высадить буяна, приходилось совершать вынужденную посадку.
Бортпроводники — люди почти военные. В их работе необходима железная дисциплина. Проспать, опоздать на работу, махнуть рукой (по случаю плохого настроения) на какую-то из своих профессиональных обязанностей — эти обычные человеческие слабости здесь недопустимы. С опытом работы стюардессы приобретают профессиональную память.
— Иногда идешь по Минску, встречаешь человека и вдруг вспоминаешь: он же летел со мной. Вспоминаешь даже, когда летел и куда. И меня узнают, здороваются. Говорят: “Девушка, мы с вами летели год назад, спасибо вам!”. И на душе становится радостно.
 

Как стать стюардессой?

В Национальной авиакомпании “Белавиа” сегодня работает примерно 150 стюардесс и стюардов, в “Гомельавиа” — около 10.
Ежемесячно “Белавиа”, по словам гендиректора Анатолия Гусарова, набирает в среднем 10 новых сотрудников, причем конкурс составляет порядка десяти человек на место. Претенденты должны иметь возраст до 25 лет, обладать привлекательной внешностью, быть общительными, знать иностранные языки. Победившие в конкурсном отборе проходят двухмесячные курсы, а затем набираются опыта путем стажировки. Обучение проводится за счет компании.
Средний возраст таких работников — 30—35 лет. При налете за месяц около
60 часов заработок составляет примерно 800 долларов.
В прежние годы было много рейсов для пассажиров, которые направлялись в далекие страны за товарами. С таким контингентом иногда возникали ситуации, когда стюард был нужнее, чем стюардесса. Поэтому набирали мужчин. Теперь же принимают в основном женщин. Но до сих пор в среднем на каждые четыре стюардессы приходится один стюард.


 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter