Небо. Самолет. Девушка

Вера Михайловна Слободенюк — человек воздушный, располагает к себе сразу. Взгляд у нее добрый, материнский, а смелости и решительности при этом могут иные мужчины позавидовать. Встретила меня Вера Михайловна скромной улыбкой...

Вера Михайловна Слободенюк — человек воздушный, располагает к себе сразу. Взгляд у нее добрый, материнский, а смелости и решительности при этом могут иные мужчины позавидовать. Встретила меня Вера Михайловна скромной улыбкой. Сразу появилось чувство, что в этом доме все гости желанные. На столе аккуратной дорожкой выстроились дипломы, на длинной красной бархатной ленте удобно разместились медали, а стопочка пожелтевших газет и журналов с ее изображениями разных лет напоминала о блестящем прошлом нашей героини. Облокотившись на руку, она начала свой рассказ:

 

— 1945 год шел. Только–только война закончилась. Мы такие счастливые. Смешные. С обостренным чувством голода по простым обычным дням. Как собаки носом чуяли грядущие счастливые дни. Купались, помню, много.
А потом мою маму парализовало, мне 7 лет как раз исполнилось. И мое без того несладкое босоногое детство на этом закончилось. Приходилось все делать самой, в 4 утра козу доить и на пастбище в другой конец города вести. Дома хозяйничала. Еду готовила. А когда мне исполнилось 10, мамы не стало...


Говорят, если Бог забирает что–то ценное в жизни, то взамен дает не менее важное. Для Веры такой наградой стало... небо. В свои 10 эту девочку неведомыми тропами занесло на аэродром. Сначала она ходила по этой дороге за фруктами и овощами, а однажды увидела торжество, посвященное Дню авиации. Увидела, как взлетают и садятся самолеты, как люди прыгают с парашютом. Понятно, что в детской головке завертелась мысль: «И я так хочу!» Так она стала мечтать. Мечтала не о новом платье, не о блестящих бусиках или поездке на Черное море, а о небе, о прыжке, о свободном падении. Представляла, как она будет смотреться в небе. В стремлении понять, почему это небо так любят птицы, она целыми днями пропадала на аэродроме.


— Вам не передать, как мне хотелось стать той маленькой точкой в небе. И чтобы прыгнуть, я пошла на маленькую хитрость: прибавила себе несколько лет. Казалось бы, всё, дело в шляпе! Но на медкомиссии оказалось, что роста не хватает. Сказали: иди подрастай. Я, ничего не ответив, стала обратно в очередь, человек 30 передо мной было, и снова зашла в кабинет к врачу. Только теперь я оказалась проворнее — приподняла пяточки и вытянула шею. Сработало! И в 16 лет я прыгнула. Самолетик был такой маленький, ПО–2, в котором помещались лишь парашютист и летчик. По команде перебралась из кабины на крыло. Голубая бездна неба звала и манила, и, услышав под рев самолета долгожданное: «Вера, пошла!», оторвала пятки от борта. Я не боялась...


Вот таких, только уже профессиональных парашютных прыжков в жизни Веры Михайловны было 5.009 — днем и ночью с различных летательных аппаратов. Тридцать лет она не расставалась с любимой работой, именно работой! Неудивительно, что менее чем через год после зачисления в сборную СССР из новичка Вера превратилась в одну из сильнейших парашютисток мира и, как следствие, была назначена капитаном национальной команды СССР! Позже стала чемпионкой мира по воздушной акробатике, 10–кратной рекордсменкой мира по прыжкам с парашютом на точность приземления, абсолютной чемпионкой СССР. С 1966 по 1976 год была инструктором парашютно–десантной подготовки в Вооруженных Силах.


— Столько прожила, а врагов так и не нажила, — смеется Вера Михайловна, — как–то не было времени! Да, у моего поколения было такое понятие, как взаимовыручка. Помню, открою в прыжке что–то новое, неизученное, бегу со всеми поделиться, потом всей командой пробовали. Хорошо раньше было. Да и на сборы ездили куда хотели. А сегодня совсем непросто парашютистам, намного сложнее. В Советском Союзе было все централизованно: поставляли парашюты, обмундирование бесплатно. Наша задача была — прыгать и давать результат. А нынче надо много зарабатывать, чтобы заниматься. Раньше государство на нас много тратило. Даже просто взять самолет — бензин, ремонтные работы — дорого. Все увязано с деньгами. Желающих всегда много, а вот возможности не у всех есть.


Сегодня в аэроклубе «Боровая» стоимость первого парашютного прыжка с десантным (круглым) куполом с высоты 900 м — 150.000 руб., а первый прыжок в тандеме с инструктором — 480.000. В январе каждого года осуществляется набор на бюджетное содержание — это примерно 60 человек занимающихся. С 2007 года практикуется коммерческое обучение по программе AFF — овладение навыками свободного падения и управления парашютом типа «крыло» (7 уровней плюс прыжок в тандеме). Прыжки по программе выполняются с опытными инструкторами, программа имеет 7 уровней, ее стоимость (включая нулевой уровень — прыжок в тандеме с инструктором) в 2010 году составляет 4.070.000 белорусских рублей.


— Хоть сейчас я и на заслуженном отдыхе, но все равно принимаю активное участие в жизни страны. Хожу на встречи с молодежью, рассказываю о системе прыжков, о дисциплине, о победных слезах радости и слезах огорчения и неудач. Настраиваю ребят на труд с детства. Одним талантом сыт не будешь. Для нас, членов сборной Советского Союза, наивысшая награда была — чувства, которые испытываешь, стоя на пьедестале, когда звучит гимн родины. Не деньги. Мы ради денег ничего не делали. Питание бесплатное, а зарплата очень маленькая. Патриоты потому что. Знали, что в нашем спорте не заработаешь. Это не громкие слова, а в душе это было.


Как сейчас помню, на чемпионат мира в США летали в 1962 году. О нас тогда ничего не знали, ходили щупали, смотрели, как мы едим. Мы рассказывали, как живем, а они не верили, талдычили все: «Скажите правду, правду...» Таких баек наслушались про себя. Оказывалось, что мы в пещерах живем и на зиму засыпаем. Вернулись с медалями, и что вы думаете? Это сейчас баснословные гонорары, а нам вознаграждение такое дали, что нынешнее поколение рассмеялось бы...


— Вера Михайловна, а с мостов или вышек вы никогда не прыгали?


— Нет! Мне нравится парить над облаками. На большой высоте. Это чувство свободы, простора, знакомство с небесами. Управляемый полет, владение своим телом — вот истинное восторженное чувство. Это сначала беспорядочное вращение или кувырки над горизонтом. А когда руки становятся рулями, начинаешь собой управлять, как машиной. Прыгающие с крыш и недостроенных объектов идут туда в поисках адреналина. Познания себя. Преодоления. Честно, с ужасом смотрю на эти изощрения.


— Что было для вас в спорте самым тяжелым?


— Вес парашюта. Такие громоздкие они были! А прыгать хотелось все время, а не два раза в день. Вначале же были большие ограничения по медицинским показаниям: два прыжка утром, два вечером — все! Выехать разгрузиться на аэродроме, потом собраться, уехать, после обеда все сначала. А потом американцы начали много раз в день прыгать, наши посмотрели и тоже разрешили. Сейчас число прыжков неограниченно.


— А в личной жизни что больше всего раздражало?


— Каждый день крутиться на железные бигуди! Сейчас так хорошо, коротко постриглась, а раньше — начесы, химические завивки! А в остальном у меня все сложилось удачно. Муж Анатолий Иванович, всю жизнь с ним рука об руку идем, он у меня летчик первого класса. Сына вырастили. А еще я свое 50–, 60– и 70–летие отпраздновала в небе, совершив парашютные прыжки на точность приземления и с задержкой парашюта. А что еще для счастья надо?.. Теперь жду 80–летия. Очень снова в небо хочется...

 

Кстати


Совсем недавно сборная наших Вооруженных Сил заняла первое место на мировом чемпионате по парашютному спорту, который проходил в Швейцарии. В нем принимали участие спортсмены из 36 стран.


Чемпионкой стала женская команда под руководством старшего прапорщика Алексея Ковальчука. Команда завоевала золотые медали в общем зачете, опередив сборные США (2–е место) и Китая (3–е место). Также в активе белорусской дружины первое место в акробатических парашютных прыжках и «серебро» в соревнованиях по прыжкам на точность приземления. В копилке капитана женской команды старшего прапорщика Елены Ярмольчук три награды по итогам индивидуальных соревнований. Спортсменка завоевала серебряную медаль в парашютном двоеборье, а также две «бронзы» — в акробатических парашютных прыжках и прыжках на точность приземления.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter