Небо и звезда героя Зайцева

Прошел год, как не стало отважного летчика Николая Зайцева

Прошел год, как не стало отважного военного летчика и талантливого преподавателя Белгосуниверситета Героя Советского Союза Николая Яковлевича Зайцева

Около десяти лет назад, во время подготовки книжных материалов о юбилеях древних белорусских городов Борисова и Друцка, нам посчастливилось побывать в ряде учебных заведений Минской области. Одна из таких встреч запомнилась особенно — поездка в школу городка Крупки по инициативе Героя Советского Союза Николая Яковлевича Зайцева, для которого эти места стали основной вехой его жизни. Он здесь родился в семье железнодорожника, отсюда начинался его путь во взрослую жизнь и фронтовое небо. Он служил в составе 996-го штурмового авиационного полка 224-й штурмовой авиационной дивизии. С февраля 1944 года воевал на 1-м и 4-м Украинском фронтах, освобождал Украину, Польшу и Чехословакию.

К концу апреля 1945 года командир звена 996-го штурмового авиационного полка старший лейтенант Николай Зайцев совершил 185 боевых вылетов, наносил удары по войскам противника, вел воздушную разведку аэродромов и других объектов врага. Подбил и сжег до 20 танков, около 80 автомашин, подавил огонь 35 орудий, уничтожил 20 железнодорожных вагонов. Нанес врагу бравый белорусский парень большой урон в живой силе.

Еще несколько лет назад в честь 100-летия генерала И.Д. Черняховского, освобождавшего Беларусь, по инициативе Николая Яковлевича вместе мы готовили статью для одного из исторических журналов. Время неумолимо — оказалось, что эта статья стала последней в жизни кандидата философских наук, доцента Николая Зайцева.

По прошествии лет нам стало понятно, почему Николай Яковлевич настаивал на том, чтобы статья о военачальнике была названа «Полководец и человек»: сказывалось его давнее уважение к Ивану Даниловичу Черняховскому, войскам которого прокладывал путь штурмовой авиаполк Зайцева.

О том, что боевые товарищи Николая Яковлевича успешно выполняли боевые задачи, свидетельствуют многие факты. Некоторые из них были приведены и в нашей журнальной статье.

Весной 1944 года в условиях небывалого бездорожья, когда остались без горючего наши танки и самоходные орудия, только в районе одного населенного пункта Шендаревка советская авиация в течение нескольких часов уничтожила свыше 150 танков и много другой боевой техники противника.

Известная белорусская толерантность, личная скромность не позволяли Николаю Зайцеву часто говорить об участии в подобных операциях и своих личных подвигах. Однако близкие друзья, а также ученики (нам посчастливилось быть среди них) хорошо знали, какой ценой достигнута победа, которую приближал наш учитель и коллега.

Вероятно, эти качества Николая Яковлевича стали одной из причин того, что звание Героя Советского Союза за подвиги, совершенные в феврале—апреле 1945 года, ему было присвоено лишь в начале лета победного 1945-го. Но, как тогда было принято говорить, воевали не за ордена, а за Родину. Да и расслабляться особенно не приходилось. Случалось, что бои с советскими летчиками вели не только немцы, но и союзники — американцы...

Вскоре после окончания войны Николай Яковлевич встретил свою верную боевую подругу и будущую жену Лидию Ивановну. Судьба забросила молодую семью на Крайний Север, где Николай Яковлевич возглавлял штаб полка морской авиации. В одном из продуваемых холодными ветрами гарнизонов у супругов родились две дочери.

Так случилось, что Николай Яковлевич, закончивший к началу 1960-х годов несколько военных учебных заведений, учился в гражданском вузе почти в одно время со старшей дочерью. Только отец учился в БГУ, а дочь Вероника — в мединституте. Сюда же вскоре поступила и младшая дочь Наташа (сегодня обе дочери Героя — известные врачи).

После учебы боевой летчик стал школьным педагогом, а затем и преподавателем в Белгосуниверситете. В 1982 году Николай Зайцев успешно защитил диссертацию по философии и еще многие годы преподавал в главном вузе республики. Не часто мы, ученики, видели Николая Яковлевича со Звездой Героя Советского Союза на груди. Каждый из нас в военной выправке Николая Яковлевича, в отеческом взгляде, во всем его облике ощущал его мужественный характер и большое жизнелюбие, уважение к коллегам. Без преувеличений студенты и преподаватели могли сказать, что Николай Яковлевич — это честь и совесть факультета, да и всего университета.

О подвигах и судьбе Николая Яковлевича Зайцева, его преподавательской работе можно узнать также из литературы, в частности в эксклюзивных изданиях — «Энциклопедия Победы» и «Военная энциклопедия Беларуси».

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter