В НХМ открылась выставка к юбилею народного художника Александра Кищенко

Небо и земля Александра Кищенко

Он вращался в высоких художественных кругах, имел всевозможные награды и звания, воспитал целое поколение талантливых живописцев-монументалистов, но при этом всегда оставался сам по себе, вне рамок и направлений. Самобытный, горячий, стремительный — Александр Кищенко совершенно не знал усталости, не умел отдыхать и словно боялся не успеть воплотить все, что задумал. Живопись, мозаика, гобелены — ему было интересно абсолютно все. А еще он был одним из немногих, кому удалось выйти за рамки выставочных залов и вписать свои произведения в городские ландшафты. Цветные мозаичные панно на высотках в столичном микрорайоне Восток-1, знаменитые «Партизаны» на фасаде гостиницы «Турист» и триптих «Гимн труду» на торцах жилых домов в Новополоцке — Кищенко легко объединял высокое искусство и национальный колорит.

В этом году народному художнику Беларуси могло бы исполниться 90 лет. В Национальном художественном музее юбилейную дату вниманием, конечно, не обошли.


Космос как предчувствие

Сорок произведений живописи и два гобелена — выставка «Небо и земля Александра Кищенко» получилась в меру камерной, но вместе с тем раскрывающей художника как одну из самых могучих фигур отечественного искусства XX века. При этом творческая биография мастера, родившегося и выросшего в Воронежской области, связана одновременно с тремя странами: Россией, Украиной и Беларусью. Белорусская (и главная, как оказалось) страница его жизни началась с подачи другого будущего народного художника — Гавриила Ващенко, который позвал старого институтского друга из Киева в Минск преподавать на кафедре монументально-декоративной росписи в театрально-художественном институте. 
Сохранилась телеграмма Кищенко жене: «Срочно выезжай в Минск с сыном. Будем здесь жить и работать. Телеграфируй о времени приезда».
Куратор выставки, ведущий научный сотрудник отдела белорусского искусства ХХ—ХХI веков Валентина Войцеховская, не стала раскладывать жизнь художника в строгом хронологическом порядке по периодам, однако внимательному зрителю это в общем-то и не нужно. Валентина Владимировна уверена: самое главное — ухватить суть. Кищенко взял в свое искусство то, что его вдохновляло и соответствовало собственной точке зрения. Еще в юности началось его увлечение античной философией, идеей принадлежности человека к Космосу. Он принимал Вселенную как вечное и единое целое — так сформировался стиль художника, который он сам чуть позже определил как «вселенский реализм».

Валентина Войцеховская.

— Как и все пытливые большие мастера, Кищенко изучал опыт мирового искусства: древнегреческого, древнеегипетского, ренессансного, и это в конце концов привело к определенному личному результату, — рассказывает Валентина Владимировна. — Александр Михайлович ощущал все, что происходит на Земле, как часть Вселенной, космического пространства. Поэтому во всех его работах последнего десятилетия жизни видны люки, как будто открытые в космос, уходящие в бесконечность арки — все эти элементы стали основополагающими в его творчестве.

В первый раз Кищенко показал свои произведения в Минске в 1966 году на республиканской молодежной выставке. Среди них был и «Цирковой мальчик» — небольшое полотно, которое вдова художника Нина Кухаренко любезно предоставила для выставки в НХМ. Вообще примечательно, что в экспозиции всего четыре работы из музейного фонда. Все остальное — из собрания семьи художника.

— Нам было интереснее показать то, что все эти годы хранится в семье. Эти картины не общедоступны, специально для выставки их привезли из мастерской, — обращает внимание Валентина Войцеховская. — Но три работы после окончания выставки останутся в фондах НХМ, такой подарок музею сделала Нина Владимировна.
Среди документов, представленных на выставке, можно увидеть и снимок отца художника Максима Яковлевича. Когда-то в документах Александру Кищенко приписали неверное отчество — Михайлович, он много лет собирался исправить ошибку, но так и не успел. В память об отце, героически погибшем в бою в 1943‑м, художник назвал младшего сына Максимом.

«Автопортрет».

Музы и гобелены

Это, в частности, «Натюрморт с зелеными грушами» середины 1960‑х. Не совсем ранний период творчества Кищенко, но одно из самых «возрастных» полотен на выставке. Пожалуй, старше только «Женский портрет» — работа 1959 года, когда художник еще был студентом Львовского института прикладного и декоративного искусства. А вот самый «молодой» экспонат — портрет архитектора Владимира Салазкина. Его художник закончил незадолго до своей смерти в 1997 году.

— Многие зрители не раз отмечали, что герои портретов Кищенко не похожи на себя в жизни, но в то же время весьма узнаваемы. Это объясняется его подходом к моделям. Александр Михайлович считал, что художнику не следует тщательно копировать и переносить на холст абсолютно все черты. Нужно уловить суть, понять человека — и уже на этом строить портрет. Интерпретировать, убирая все лишнее, второстепенное, — поясняет Валентина Владимировна.

«Мальчик с петухом».
«Натюрморт с зелеными грушами».

Работал художник и над портретом народной артистки СССР Елены Образцовой. Дива с шикарным букетом в руках — эта картина, несомненно, выделяется среди других работ. 

Известно, что со знаменитой певицей Кищенко познакомился в Минске, когда трудился над гобеленами для театра оперы и балета. Образцова в это время как раз гастролировала в белорусской столице. И уже в первое знакомство художник пригласил певицу в мастерскую написать ее портрет. В конце 1970‑х, выкроив время, она приехала вместе с семьей в гости к художнику на его малую родину в Богучар. Результатом той поездки стали два портрета. Но главная женщина и Муза мастера — это, конечно, его жена Нина. Он писал ее огромное количество раз, более того, ее черты угадываются во многих женских образах. Сегодня Нина Владимировна — хранительница его обширного наследия.
Особое место в творчестве Александра Кищенко занял гобелен. 
Именно гобеленами художник прежде всего стал известен за пределами Беларуси. С именем мастера связано возрождение монументального художественного текстиля как нового вида современного декоративного искусства Беларуси последней трети XX века — не зря имя Кищенко сейчас присвоено Борисовскому комбинату прикладного искусства. На выставке представлены лишь два гобелена — искусство это фундаментальное, вечное, но достаточно непростое для экспонирования. Здесь же, в витринах, можно увидеть некоторые документы и редкие фотографии, предоставленные семьей Кищенко.
Выставка «Небо и земля Александра Кищенко» продлится до 9 июля.
leonovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter