У снимавшихся в фильме «Бриллиантовая рука» летчиков уникальная биография

Небо — его земля

(Окончание. Начало в № 209.)

Полковник Виктор Косяков.
За успешное освоение нового вертолета и отличное выполнение правительственного задания на параде в Домодедово вертолетчики 322‑й ОВЭ были удостоены приема в Кремле и награждены высокими государственными наградами. Майору Косякову вручили орден Красной Звезды.

Теперь вы понимаете, что участие Косякова в съемках фильма Гайдая было отнюдь не случайным.

Когда в 1968 году главком ВВС Герой Советского Союза главный маршал авиации Константин Вершинин получил письмо от директора «Мосфильма» с просьбой выделить для киносъемки вертолет и экипаж, способный перевезти автомобиль на подвеске, то он сразу же вспомнил о вертолетных асах из Алабинской эскадрильи.

Бытует мнение, что эпизод с вертолетом Гайдай «подсмотрел» в английском фильме о Джеймсе Бонде «Живешь только дважды», в котором американский тяжелый вертолет СН‑47 «Чинук» поднимает в воздух и бросает в море легковой автомобиль «Ниссан» с бандитами. Известно, что с мая по июль 1968 года гайдаевская киногруппа вела съемки фильма на юге, у моря: в Адлере, Туапсе, Сочи. Здесь, видимо, Гайдай и планировал снять эпизод с вертолетом. Взял же он с собой сделанную из папье‑маше куклу‑копию Юрия Никулина, которая должна была выпадать из багажника летящего по небу «Москвича». Именно эту куклу, накрытую простыней, нашла в подвале гостиницы «Горизонт», где хранился реквизит, едва не упавшая в обморок уборщица, а по стране пронесся слух о смерти Никулина на съемках. Но не учел Леонид Гайдай, что в Северо‑Кавказском военном округе, с иронией называвшемся в те годы санаторно‑курортным, и слыхом не слыхивали о вертолетах Ми‑8 и полетах с грузом на внешней подвеске.

Кадр из фильма «Живешь только дважды».
В конце июля съемочная группа Гайдая вылетела из Адлера в Москву. Как вспоминает Виктор Косяков, в августе в Алабино позвонил командующий ВВС генерал Горбатюк и поставил задачу: принять участие в съемках фильма с выполнением полетов с грузом на подвеске — автомобилем «Москвич». Командир эскадрильи Мельников находился в отпуске и старшим на хозяйстве был Косяков. Он попросил у командующего сделать накануне киносъемок пробный, контрольный полет. Надо было проверить, как поведет себя «Москвич», повиснув на тросе. Этот полет спланировали на 2 сентября на аэродроме в Тушино. Туда приехал красный «Москвич‑408 И» в великолепном экспортном исполнении с четырьмя круглыми фарами. Он должен был сыграть в фильме роль новейшего, только начавшего сходить с конвейера «Москвича‑412», экспортная версия которого внешне выглядела тогда идентично. На АЗЛК машину специально подготовили к съемкам: в крыше было сделано отверстие и выведено крепление из кабины. Согласно записи в летной книжке Косякова, в этот день он сделал в Тушино для ознакомления киногруппы с вертолетом три полета. Один из них — с «Москвичом» на подвеске. Автомобиль вел себя в полете покорно: не вращался и не раскачивался. Перед его подъемом в воздух Косяков спросил у Гайдая: «А если я его уроню?» На лице режиссера не дрогнул ни один мускул: «Ну что ж, спишем». «Мосфильм» купил легковушку у завода всего за 1.600 рублей — по цене для госучреждений, а розничная — для народа — была значительно выше: 5.000 рублей. Но даже по этой космической для простого советского человека цене покупка автомобиля была несбыточной мечтой. А тем более в экспортном варианте! После окончания съемок эпизода с «Москвичом» вертолетчики всем экипажем уговаривали Гайдая продать им легковушку. Но тот только руками разводил: «Не положено — реквизит…» Кстати, в состав киносъемочного экипажа Косякова входили: летчик‑штурман капитан Эдуард Кузнецов (впоследствии стал летчиком‑испытателем, полковником, после увольнения в запас жил в Украине), борттехник старший лейтенант Михаил Овчинников (уволившись из армии, жил в Брянске).

Авиаторы 322-й ОВЭ после награждения орденами за освоение Ми-8 и участие в параде. Второй справа — В.Косяков, крайний слева — Э.Кузнецов (участвовал в съемках фильма «Бриллиантовая рука»).

Съемка была назначена на 4 и 5 сентября. Место выбрал сам Гайдай: участок дороги после поворота с шоссе Москва — Минск на город Гагарин (бывший Гжатск). Время встречи участников киносъемки было назначено на 10 часов 4 сентября. Киногруппа, чтобы успеть вовремя, выехала из Москвы в 4 часа утра. При подлете к повороту на Гагарин Косяков увидел два автобуса и легковые машины, среди которых сразу же узнал своего «артиста» — красный «Москвич». Выбрал ближайшую полянку и сел. Тогда все было просто: решение, где садиться, принимал командир вертолета. Это сегодня место посадки должно быть заранее подготовлено наземной командой, огорожено, установлена радиостанция, колдун‑ветроуказатель…

После посадки быстро все перезнакомились — и за дело. Обстановка была по‑настоящему гайдаевской: все работали весело, непринужденно, творчески. Не отставали и военные. Достали из машины куклу‑копию Никулина: не отличить от живого! По сценарию ее нужно было выбросить из багажника «Москвича». Пока готовили багажник, вертолетчики Кузнецов и Овчинников в шутку положили бедного «Никулина» под автобус. Реакция проезжающих по шоссе водителей была ожидаемой: человека задавили! Вскоре с ближайшего поста ГАИ с сиреной и мигалкой примчались милиционеры, а из Гагарина — санитарная машина. Быстро разобрались, что к чему, и вместе с Гайдаем от души посмеялись.

Леонид Гайдай.
Перед началом работы Леонид Гайдай с оператором‑постановщиком Игорем Черных, прихватив с собой Косякова, поехали на том самом «Москвиче» выбирать место съемки. Право окончательного решения оставили за командиром вертолета. Виктор Дмитриевич выбрал лесную дорогу, недалеко от Гжатска, рядом с которой была большая поляна, пригодная для взлетов и посадок. В дороге Гайдай долго спорил с Черных о новом фильме, который он только задумал. Оператор категорически возражал: «Снять не дадут, запретят, не поймут!» На что Гайдай невозмутимо отвечал: «Сейчас, возможно, не поймут, но лет через сто — поймут!» И ведь действительно трудно найти фильмы, в которых бы так ярко и точно жгли сатирой пороки социалистического строя, как в гайдаевских.

За рулем «Москвича» был Черных, который оказался крайне неудачливым водителем: «поймал» на лесной дороге большой сосновый сук, который застрял между радиатором и бампером. Еле вытащили! Едва не сорвалась съемка, которая началась только в 14 часов.

Запись в летной книжке Косякова гласит, что 4 сентября он выполнил восемь полетов с «Москвичом», налетав при этом один час сорок минут. На военном языке это звучит так: «Упражнение № 43 Курса боевой подготовки вертолетчиков 1967 года: тренировочный полет с грузом на внешней подвеске». Очень трудно далась съемка, когда из багажника падает кукла Никулина. Пришлось делать несколько дублей: «Никулин» выпадал не всегда. В багажнике были натянуты специальные амортизаторы, а открывался он тонким тросиком, за который по команде Косякова дергал из грузовой кабины вертолета специально назначенный Гайдаем человек. Кстати, сегодня по интернету бродит байка, что куклу потеряли. Ничего подобного. Было еще «смешнее». Для связи с киношниками вертолетчики прихватили с собой наземную переносную радиостанцию Р‑809. В одном из полетов на сброс «Никулина» Косякова начали тревожно спрашивать по радиостанции с земли: «Все ли люди у вас на борту?» Он ответил: «Все!» А с земли настойчиво: «Проверьте!» А случилось вот что. Дорогу, на которой стоял «Москвич» и где его подцепляли вертолетчики, перекрыла милиция, которая отправляла людей в обход — лесом. И надо же такому случиться, что прямо перед носом у одного из пешеходов упало тело человека, а когда он посмотрел вверх, то увидел в ветвях голову погибшего! Придя в ужас, он с криком побежал к милиционерам и, заикаясь от страха, сообщил, что из вертолета выпал человек! Кстати, делавшие куклу Никулина мастера старались зря. Съемка падения велась с большого расстояния, и портретное сходство оказалось ни к чему. К 18 часам с «Москвичом» и «Никулиным» наконец‑то справились, и рабочий день закончился.


Кадры из фильма «Бриллиантовая рука».

Пятого сентября экипаж Косякова продолжил работу с киногруппой Гайдая. В его летной книжке это отражено следующими записями: «Упражнение № 30: полет по маршруту на минимально допустимой высоте: Алабино — Гагарин — Алабино. Налет 1 час 34 минуты» и «Упражнение № 9: тренировочный полет по кругу на минимальной высоте: 8 полетов, налет 1 час 30 минут» В этот день снимали в кабине вертолета: преследование контрабандистов лейтенантом милиции Володей — Владимиром Гуляевым. Снимать во время полета было очень непросто. Теснота, вибрация. Гуляев занял место летчика‑штурмана Кузнецова, на место борттехника с кинокамерой сел оператор Черных, сюда же, в летную кабину к Косякову, втиснулся и осветитель с прожектором! После окончания съемок часть киногруппы во главе с Гайдаем попросилась подбросить их до Москвы на вертолете. Гуляев, рассказав Косякову, что он в прошлом летчик‑штурмовик, уговорил разрешить ему с места летчика‑штурмана управлять вертолетом. Перед летчиками Ил‑2 в ВВС в знак уважения, что называется, фуражки снимали, и отказать Гуляеву Виктор Дмитриевич не смог. Знал, что нельзя, знал, что нарушает, но не смог… Самое трудное — взлет и посадку выполнил сам, а на маршруте от Гагарина до Алабино вертолет пилотировал Гуляев. Этот последний полет Гуляева остался в памяти Косякова навсегда:

«Как только Владимир взял управление на себя, я понял, что рядом со мной хороший летчик. К тому времени я был опытным инструктором, и понять мне это труда не составило. Я видел очень счастливого человека, который вернулся в свою фронтовую молодость».



Прощаясь на аэродроме в Алабино, Гайдай пообещал вертолетчикам выслать фотографии, которые делались во время воздушных съемок, и пригласить их на премьеру фильма. Но ни фотографий, ни приглашения они так и не дождались. Может, и зря отказались от гонорара…

Виктор Косяков совершил очередной полет на Ми-8Т.
В том же 1968 году Ми‑8Т был официально принят на вооружение Советской Армии. Этот год был памятен для Косякова и еще одним историческим событием. Многие годы, изучая историю винтокрылой авиации, я пытался узнать, когда вертолет Ми‑8 впервые появился в белорусском небе. Оказывается, «виновник» этого — все тот же Косяков! Именно он первым прилетел на Ми‑8Т в Белоруссию! С 26 июля по 10 августа в Белорусском военном округе проводились крупнейшие за всю историю Советской Армии учения войск тыла под названием «Неман». Для участия в учениях и перевозки руководящего состава Министерства обороны СССР был выделен вертолет Ми‑8Т с экипажем майора Косякова. 26 июля он совершил перелет по маршруту Алабино — Смоленск (Шаталово) — Минск (Липки). Это и есть тот самый исторический день — первое появление «восьмерки» в Белоруссии. В Липках тогда базировались 66‑я и 248‑я отдельные смешанные эскадрильи и 83‑й отдельный вертолетный отряд. Их вертолеты Ми‑1 и Ми‑4 летали на бензине, а «Василисе Прекрасной» нужен был авиакеросин ТС‑1. Ближайший аэродром, где он был, — Мачулищи. Туда Косяков и летал на дозаправку. Первый раз это было 27 июля. Местные авиаторы, свободные от полетов, сбежались к Ми‑8. Очень любопытно было посмотреть на новинку. Оценив вертолет, предложили обменять его на целую эскадрилью бомбардировщиков Ту‑22К! А после обеда Ми‑8 с начальником Тыла Вооруженных Сил СССР генералом армии Сергеем Маряхиным на борту встречали в Печах у Борисова девушки в белорусских национальных костюмах с вышиванками. В Печах «восьмерку» Косякова задействовали и в первой тренировке по десантированию. Первого августа он выполнял задание по перевозке начальника Центрального военно‑медицинского управления МО СССР генерал‑полковника Дмитрия Кувшинского, при этом впервые продемонстрировал вертолет в Барановичах и Бресте. Третьего августа с Ми‑8Т с интересом знакомились в Ястребиново и Доманово, а на следующий день — на аэродромах в Щучине, Гродно и Волковыске.

 В ноябре 1968 года Косяков одним из первых в военной авиации освоил вертолет Ми‑2, полученный 322‑й ОВЭ прямо из летно‑испытательной станции ОКБ Миля. На «Коньке‑горбунке», как звали его вертолетчики, майор Косяков участвовал в стратегическом учении «Двина», налетав в белорусском небе с 3 по 14 марта 1970 года более 30 часов.

Об уникальной летной биографии Виктора Косякова, в которой что ни факт, то эксклюзив, можно написать увлекательную книгу. Вот кто, скажем, из вертолетчиков может похвастаться, что за одну летную смену ему довелось летать сразу на 4 типах вертолетов: Ми‑1, Ми‑2, Ми‑4, Ми‑8? А Косяков летал! Особая глава — служба на Сахалине, где подполковник Косяков командовал 45‑й отдельной смешанной эскадрильей. Сложнейшие, рискованные полеты над морем в коварном, с резко меняющейся метеообстановкой дальневосточном небе.

Команда подполковника В.Косякова (слева с кубком) — абсолютный чемпион СССР по вертолетному спорту, 1978 год.

В сентябре 1978 года его имя прозвучало на весь Советский Союз. Команда 1‑й Особой Дальневосточной воздушной армии «ВВС‑3» на вертолетах Ми‑2, которую возглавлял подполковник Косяков, сенсационно завоевала первое место и кубок на чемпионате СССР по вертолетному спорту. До этого 8 раз кряду победителем становилась команда Центрального аэроклуба ДОСААФ. На втором месте — команда «ВВС‑1» Сызранского военного авиаучилища и лишь на третьем — ЦАК ДОСААФ. Косяков получил золотую медаль «Тренер чемпиона СССР», а его подопечные капитаны Жарков, Викторов и Искуратов — золотые медали победителей.

Летная биография полковника Косякова закончилась в 1989 году в небе Белоруссии. Но дело отца продолжил его сын Сергей. После окончания Сызранского военного авиаучилища он служил в 276‑м отдельном вертолетном полку в Боровцах, под Полоцком. Потом были Афганистан, кровавые кавказские конфликты, первая и вторая чеченские войны. Сергей Косяков командовал знаменитым вертолетным полком в Буденновске, стал летчиком‑снайпером. Указом Президента РФ удостоен звания «Заслуженный летчик России». В запас ушел с высокой должности начальника армейской авиации 4‑й воздушной армии ВВС и ПВО. На гражданке продолжил летать на Ми‑8МТ — в МЧС.

В нынешнем году с легендарным Ми‑8 связано много юбилейных дат. 9 ноября исполняется 110 лет со дня рождения и его создателя — Михаила Миля. Вот бы удивился Михаил Леонтьевич, узнав, что и через 55 лет его «Василиса Прекрасная» продолжает не только летать, но и оставаться основным вертолетом что в ВВС, что в ГВФ. Немного обновился ее «гардеробчик», сменился «макияж», но это все та же милевская «восьмерка»! 30 октября было 95 лет со дня рождения артиста Владимира Гуляева, благодаря которому я и познакомился с легендарным винтокрылым Чкаловым — Виктором Косяковым! Именно он был одним из первопроходцев в освоении «восьмерки» и внес огромный вклад в ее внедрение в войска, в подготовку высококлассных летчиков этого чуда мирового вертолетостроения.

Фото из личного архива В.Косякова.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter