117 лет назад случилась первая аэрофотосъемка Беларуси
04.10.2019 15:19:48
Максим ОСИПОВ
Нынешнее многообразие дронов — и профессиональных, и любительских — сделало фотосъемку с высоты птичьего полета делом обыденным. Но окинуть нашу землю взором пернатых и зафиксировать увиденное человек смог далеко не сразу. Впервые это случилось 117 лет назад.
Минск. Cнимок люфтваффе. 1941 год.
В 1956 году Главным архивным управлением Академии наук СССР был издан сборник «Воздухоплавание и авиация в России с 1860 до 1907 года». Его глава III охватывала период с 1890 по 1903 год, характеризовавшийся формированием учебного воздухоплавательного парка и крепостных воздухоплавательных отделений для участия их в больших маневрах войск. По сути, крепости теряли свое стратегическое преимущество неприступных твердынь, кроме того, аэростаты стали использоваться для корректировки артиллерийской стрельбы. Но когда в ночь с 13 на 14 сентября 1902 года из Осовецкой крепости, что в полусотне километров от Белостока, вылетел 1000-кубометровый перкалевый воздушный шар «Осовец 7» с тремя аэронавтами на борту и 100 голубями, случилось знаменательное событие: первая аэрофотосъемка Беларуси.
Издание «Совершенно секретно» обнаружило в Российском государственном военно-историческом архиве описание того полета, составленное командиром отделения штабс-капитаном Мартином-Руно фон Шульцем. Задание, стоявшее перед аэронавтами, было сформулировано так: «Крепость Осовец обложена неприятелем. Предположено снестись с г. Вильна, для чего опуститься (стать на гайдропе) в пределах района радиусом 50 верст от г. Вильны для передачи сведений из крепости».
Подъем шара был произведен 13 сентября в 23 часа 25 минут: «Внизу полный штиль. Ночь звездная, безоблачная. Новолуние. Бумажным монгольфьером определено течение воздуха над поверхностью земли на высоте около 15–50 сажен (примерно 30—100 метров. — Прим. ред.), на Nord-East. В полет для наблюдения за приборами взята ручная электрическая лампа. Ночь, шар почти все время шел на гайдропе (направляющем канате. — Прим. ред.). Расход балласта в течение ночи был крайне мал — всего 24 килограмма. Во время полета по шару произведено более пятнадцати выстрелов, не причинивших ему вреда. С города Витебска сделаны фотографические снимки».
Спуск шара, преодолевшего 670 верст, пролетевшего над Витебском и продержавшегося в белорусском небе 19 с половиной часов, благополучно был произведен близ деревни Подселица Смоленской губернии. Этот полет, помимо сделанного над северной окраиной Витебска на высоте 1100 метров снимка «лагеря местных войск» (сегодня здесь находится городской парк Мазурино), оставил потомкам еще один — более четкий и названный «С высоты 700 метров, над Минской губернией». На нем виден Будслав и его знаменитый костел Вознесения Пресвятой Девы Марии — памятник архитектуры республиканского значения, названный одним из семи чудес нашей страны. Именно в нем хранится одна из наиболее почитаемых католических святынь — чудотворная икона Божией Матери.
Известно также, что в сентябре 1902 года велась и аэрофотосъемка с воздушного змея в районе Мозыря. И все же шар и змей не обеспечивали быстрого перемещения фотокамеры над земной поверхностью в требуемом направлении. Только после того, как камеру установили на самолет, началось стремительное развитие воздушной съемки. Естественно, ее тут же прочно взяли на вооружение не только народное хозяйство, но и разведка. Любительские же снимки с воздуха были не просто исключены, а даже смертельно опасны, так как давали серьезные основания для обвинения в шпионаже. Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный в декабре 1961 года, вопрос этот регулировал так: «Фотографирование, киносъемка и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна допускаются в порядке, определяемом специальными правилами, устанавливаемыми Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами».
Смысл ограничений понятен: самолет открывал слишком большие горизонты для недоброжелательного взгляда. И если автор этих строк, много раз летавший в 1980-е из тогдашнего аэропорта «Минск-1», с любопытством рассматривал лишь фигурно-волнистые крыши цехов камвольного комбината, то живущий ныне в США писатель Сергей Юрьенен, детство которого проходило в Минске тридцатью годами ранее, писал в одном из романов про своего автобиографического героя: «Самолет, заходя на посадку, накренился так, что он прямо через иллюминатор заглянул в краснокирпичное нутро тюрьмы, посреди которой стоит замок с решетками на окнах».
Увы, заглядывали, куда не следует, у нас не только случайные любители, но и неслучайные профессионалы. В 1955 году в США появился новый самолет-разведчик Локхид U-2, работающий на невероятных высотах свыше 20 километров, не дающих шансов для перехвата, и буквально нашпигованный устройствами для сбора данных. Его первый полет над СССР был осуществлен 4–5 июля 1956 года. Целью была советская столица и опоясывающие Москву площадки для запуска ракет класса «земля-воздух». Самолет прошел над ГДР и Польшей, взял курс на Киев. Все попытки советских МиГов перехватить U-2 были безуспешны: истребители рвались на высоту, где их двигатели глохли, и самолеты проваливались. Пролетев над Киевом, американский разведчик повернул к Минску, а от столицы БССР пролетел над железной дорогой Минск — Москва и достиг главного города Советского Союза, успев в разрыве облаков сфотографировать и бомбовые склады в Раменском, и авиазавод в Филях, и даже Кремль.
Второй раз в небе над Минском сразу два U-2 побывали 9 июля того же года — спустя пять дней. Если первый из этих самолетов-шпионов большей частью шнырял зигзагами над Прибалтикой, то второй пролетел над Чехословакией, Австрией, Венгрией, а в воздушном пространстве Советского Союза — над целями во Львове, Киеве и Минске, потом через БССР и Польшу вернулся в Висбаден. На следующий день американскому послу в Москве была вручена нота протеста советского правительства. 19 июля 1956 года США ответили, что «заявление советского правительства является ошибочным».
Точка в шпионском авиабеспределе была поставлена, как известно, 1 мая 1960 года, когда очередной U-2, рыскавший в советском небе с аппаратурой для регистрации радио- и радиолокационного излучения, был сбит в районе Свердловска (нынешнего Екатеринбурга) ракетой ЗРК С-75. Самолет рухнул близ уральской деревни Поварня, а катапультировавшийся летчик Гэри Пауэрс был задержан местными жителями и предстал перед судом. Примечательный момент, долгое время засекреченный в числе других подробностей: настигшая неуловимый U-2 ракета была пущена с белорусского шасси. Впрочем, это уже другая история, к которой мы в будущем году — к 60-летию уральского реванша — обязательно вернемся.
Минск. Cнимок люфтваффе. 1941 год.
В 1956 году Главным архивным управлением Академии наук СССР был издан сборник «Воздухоплавание и авиация в России с 1860 до 1907 года». Его глава III охватывала период с 1890 по 1903 год, характеризовавшийся формированием учебного воздухоплавательного парка и крепостных воздухоплавательных отделений для участия их в больших маневрах войск. По сути, крепости теряли свое стратегическое преимущество неприступных твердынь, кроме того, аэростаты стали использоваться для корректировки артиллерийской стрельбы. Но когда в ночь с 13 на 14 сентября 1902 года из Осовецкой крепости, что в полусотне километров от Белостока, вылетел 1000-кубометровый перкалевый воздушный шар «Осовец 7» с тремя аэронавтами на борту и 100 голубями, случилось знаменательное событие: первая аэрофотосъемка Беларуси.
Издание «Совершенно секретно» обнаружило в Российском государственном военно-историческом архиве описание того полета, составленное командиром отделения штабс-капитаном Мартином-Руно фон Шульцем. Задание, стоявшее перед аэронавтами, было сформулировано так: «Крепость Осовец обложена неприятелем. Предположено снестись с г. Вильна, для чего опуститься (стать на гайдропе) в пределах района радиусом 50 верст от г. Вильны для передачи сведений из крепости».
Подъем шара был произведен 13 сентября в 23 часа 25 минут: «Внизу полный штиль. Ночь звездная, безоблачная. Новолуние. Бумажным монгольфьером определено течение воздуха над поверхностью земли на высоте около 15–50 сажен (примерно 30—100 метров. — Прим. ред.), на Nord-East. В полет для наблюдения за приборами взята ручная электрическая лампа. Ночь, шар почти все время шел на гайдропе (направляющем канате. — Прим. ред.). Расход балласта в течение ночи был крайне мал — всего 24 килограмма. Во время полета по шару произведено более пятнадцати выстрелов, не причинивших ему вреда. С города Витебска сделаны фотографические снимки».
Над Будславом. 1902 год. |
Витебск в 1902 году. |
Известно также, что в сентябре 1902 года велась и аэрофотосъемка с воздушного змея в районе Мозыря. И все же шар и змей не обеспечивали быстрого перемещения фотокамеры над земной поверхностью в требуемом направлении. Только после того, как камеру установили на самолет, началось стремительное развитие воздушной съемки. Естественно, ее тут же прочно взяли на вооружение не только народное хозяйство, но и разведка. Любительские же снимки с воздуха были не просто исключены, а даже смертельно опасны, так как давали серьезные основания для обвинения в шпионаже. Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный в декабре 1961 года, вопрос этот регулировал так: «Фотографирование, киносъемка и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна допускаются в порядке, определяемом специальными правилами, устанавливаемыми Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами».
Увы, заглядывали, куда не следует, у нас не только случайные любители, но и неслучайные профессионалы. В 1955 году в США появился новый самолет-разведчик Локхид U-2, работающий на невероятных высотах свыше 20 километров, не дающих шансов для перехвата, и буквально нашпигованный устройствами для сбора данных. Его первый полет над СССР был осуществлен 4–5 июля 1956 года. Целью была советская столица и опоясывающие Москву площадки для запуска ракет класса «земля-воздух». Самолет прошел над ГДР и Польшей, взял курс на Киев. Все попытки советских МиГов перехватить U-2 были безуспешны: истребители рвались на высоту, где их двигатели глохли, и самолеты проваливались. Пролетев над Киевом, американский разведчик повернул к Минску, а от столицы БССР пролетел над железной дорогой Минск — Москва и достиг главного города Советского Союза, успев в разрыве облаков сфотографировать и бомбовые склады в Раменском, и авиазавод в Филях, и даже Кремль.
Второй раз в небе над Минском сразу два U-2 побывали 9 июля того же года — спустя пять дней. Если первый из этих самолетов-шпионов большей частью шнырял зигзагами над Прибалтикой, то второй пролетел над Чехословакией, Австрией, Венгрией, а в воздушном пространстве Советского Союза — над целями во Львове, Киеве и Минске, потом через БССР и Польшу вернулся в Висбаден. На следующий день американскому послу в Москве была вручена нота протеста советского правительства. 19 июля 1956 года США ответили, что «заявление советского правительства является ошибочным».
Точка в шпионском авиабеспределе была поставлена, как известно, 1 мая 1960 года, когда очередной U-2, рыскавший в советском небе с аппаратурой для регистрации радио- и радиолокационного излучения, был сбит в районе Свердловска (нынешнего Екатеринбурга) ракетой ЗРК С-75. Самолет рухнул близ уральской деревни Поварня, а катапультировавшийся летчик Гэри Пауэрс был задержан местными жителями и предстал перед судом. Примечательный момент, долгое время засекреченный в числе других подробностей: настигшая неуловимый U-2 ракета была пущена с белорусского шасси. Впрочем, это уже другая история, к которой мы в будущем году — к 60-летию уральского реванша — обязательно вернемся.
Эхо войны
С исторической точки зрения большой интерес вызывают и аэрофотоснимки, сделанные самолетами-разведчиками люфтваффе. В годы Великой Отечественной войны и непосредственно перед ней немецкая разведывательная авиация совершила тысячи вылетов над БССР, произведя высококачественные и потому вдвойне уникальные сегодня снимки.Сегодня ВВС и войска ПВО частью сил несут боевое дежурство, а также дежурство в интересах министерств и ведомств (ГПК, МВД, КГБ, МЧС), ведут непрерывную радиолокационную разведку в воздушном пространстве, осуществляют контроль соблюдения авиацией всех ведомств порядка использования воздушного пространства и пролета Государственной границы Республики Беларусь, не допускают безнаказанного их нарушения.osipov@sb.by