117 лет назад случилась первая аэрофотосъемка Беларуси

Небесный взгляд

Нынешнее многообразие дронов — и профессиональных, и любительских — сделало фотосъемку с высоты птичьего полета делом обыденным. Но окинуть нашу землю взором пернатых и зафиксировать увиденное человек смог далеко не сразу. Впервые это случилось 117 лет назад.

Минск. Cнимок люфтваффе. 1941 год.
wwii-photos-maps.com

В 1956 году Главным архивным управлением Академии наук СССР был издан сборник «Воздухоплавание и авиация в России с 1860 до 1907 года». Его глава III охватывала период с 1890 по 1903 год, характеризовавшийся формированием учебного воздухоплавательного парка и крепостных воздухоплавательных отделений для участия их в больших маневрах войск. По сути, крепости теряли свое стратегическое преимущество неприступных твердынь, кроме того, аэростаты стали использоваться для корректировки артиллерийской стрельбы. Но когда в ночь с 13 на 14 сентября 1902 года из Осовецкой крепости, что в полусотне километров от Белостока, вылетел 1000-кубометровый перкалевый воздушный шар «Осовец 7» с тремя аэронавтами на борту и 100 голубями, случилось знаменательное событие: первая ­аэрофотосъемка Беларуси.

Издание «Совершенно секретно» обнаружило в Российском государственном военно-историческом архиве описание того полета, составленное командиром отделения штабс-капитаном Мартином-Руно фон Шульцем. Задание, стоявшее перед аэронавтами, было сформулировано так: «Крепость Осовец обложена неприятелем. Предположено снестись с г. Вильна, для чего опуститься (стать на гайдропе) в пределах района радиусом 50 верст от г. Вильны для передачи сведений из крепости».

Подъем шара был произведен 13 сентября в 23 часа 25 минут: «Внизу полный штиль. Ночь звездная, безоблачная. Новолуние. Бумажным монгольфьером определено течение воздуха над поверхностью земли на высоте около 15–50 сажен (примерно 30—100 метров. — Прим. ред.), на Nord-East. В полет для наблюдения за приборами взята ручная электрическая лампа. Ночь, шар почти все время шел на гайдропе (направляющем канате. — Прим. ред.). Расход балласта в течение ночи был крайне мал — всего 24 килограмма. Во время полета по шару произведено более пятнадцати выстрелов, не причинивших ему вреда. С города Витебска сделаны фотографические снимки».

 
Над Будславом. 1902 год.
SOVSEKRETNO.RU
Витебск в 1902 году.
voenspez.ru
Спуск шара, преодолевшего 670 верст, пролетевшего над Витебском и продержавшегося в белорусском небе 19 с половиной часов, благополучно был произведен близ деревни Подселица Смоленской губернии. Этот полет, помимо сделанного над северной окраиной Витебска на высоте 1100 метров снимка «лагеря местных ­войск» (сегодня здесь находится городской парк Мазурино), оставил потомкам еще один — более четкий и названный «С высоты 700 метров, над Минской губернией». На нем виден Будслав и его знаменитый костел Вознесения Пресвятой Девы Марии — памятник архитектуры республиканского значения, названный одним из семи чудес нашей страны. Именно в нем хранится одна из наиболее почитаемых католических святынь — чудотворная икона Божией Матери.


Известно также, что в сентябре 1902 года велась и аэрофотосъемка с воздушного змея в районе Мозыря. И все же шар и змей не обеспечивали быстрого перемещения фотокамеры над земной поверхностью в требуемом направлении. Только после того, как камеру установили на самолет, началось стремительное развитие воздушной съемки. Естественно, ее тут же прочно взяли на вооружение не только народное хозяйство, но и разведка. Любительские же снимки с воздуха были не просто исключены, а даже смертельно опасны, так как давали серьезные основания для обвинения в шпионаже. Воздушный кодекс Союза ССР, утвержденный в декабре 1961 года, вопрос этот регулировал так: «Фотографирование, киносъем­ка и пользование средствами радиосвязи с борта воздушного судна допускаются в порядке, определяемом специальными правилами, устанавливаемыми Главным управлением гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР по согласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами».

Смысл ограничений понятен: самолет открывал слишком большие горизонты для недоброжелательного взгляда. И если автор этих строк, много раз летавший в 1980-е из тогдашнего аэропорта «Минск-1», с любопытством рассматривал лишь фигурно-волнистые крыши цехов камвольного комбината, то живущий ныне в США писатель Сергей Юрьенен, детство которого проходило в Минске тридцатью годами ранее, писал в одном из романов про своего автобиографического героя: «Самолет, заходя на посадку, накренился так, что он прямо через иллюминатор заглянул в краснокирпичное нутро тюрьмы, посреди которой стоит замок с решетками на окнах».

Увы, заглядывали, куда не следует, у нас не только случайные любители, но и неслучайные профессионалы. В 1955 году в США появился новый самолет-разведчик Локхид U-2, работающий на невероятных высотах свыше 20 километров, не дающих шансов для перехвата, и буквально нашпигованный устройствами для сбора данных. Его первый полет над СССР был осуществлен 4–5 июля 1956 года. Целью была советская столица и опоясывающие Москву площадки для запуска ракет класса «земля-воздух». Самолет прошел над ГДР и Польшей, взял курс на Киев. Все попытки советских МиГов перехватить U-2 были безуспешны: истребители рвались на высоту, где их двигатели глохли, и самолеты проваливались. Пролетев над Киевом, американский разведчик повернул к Минску, а от столицы БССР пролетел над железной дорогой Минск — Москва и достиг главного города Советского Союза, успев в разрыве облаков сфотографировать и бомбовые склады в Раменском, и авиазавод в Филях, и даже Кремль.

Второй раз в небе над Минском сразу два U-2 побывали 9 июля того же года — спустя пять дней. Если первый из этих самолетов-шпионов большей частью шнырял зигзагами над Прибалтикой, то второй пролетел над Чехословакией, Австрией, Венгрией, а в воздушном пространстве Советского Союза — над целями во Львове, Киеве и Минске, потом через БССР и Польшу вернулся в Висбаден. На следующий день американскому послу в Москве была вручена нота протеста советского правительства. 19 июля 1956 года США ответили, что «заявление советского правительства является ошибочным».

Точка в шпионском авиабеспределе была поставлена, как известно, 1 мая 1960 года, когда очередной U-2, рыскавший в советском небе с аппаратурой для регистрации радио- и радиолокационного излучения, был сбит в районе Свердловска (нынешнего Екатеринбурга) ракетой ЗРК С-75. Самолет рухнул близ уральской деревни Поварня, а катапультировавшийся летчик Гэри Пауэрс был задержан местными жителями и предстал перед судом. Примечательный момент, долгое время засекреченный в числе других подробностей: настигшая неуловимый U-2 ракета была пущена с белорусского шасси. Впрочем, это уже другая история, к которой мы в будущем году — к 60-летию уральского реванша — обязательно вернемся.

Эхо войны

С исторической точки зрения большой интерес вызывают и аэрофотоснимки, сделанные самолетами-разведчиками люфтваффе. В годы Великой Отечественной войны и непосредственно перед ней немецкая разведывательная авиация совершила тысячи вылетов над БССР, произведя высококачественные и потому вдвойне уникальные сегодня снимки.
Сегодня ВВС и войска ПВО частью сил несут боевое дежурство, а также дежурство в интересах министерств и ведомств (ГПК, МВД, КГБ, МЧС), ведут непрерывную радиолокационную разведку в воздушном пространстве, осуществляют контроль соблюдения авиацией всех ведомств порядка использования воздушного пространства и пролета Государственной границы Республики Беларусь, не допускают безнаказанного их нарушения.
osipov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter