Небесный пилигрим. К 135-летию со дня рождения Язепа Дроздовича

«Стану я, благаславясь, пайду, перакрысцясь, пайду з дзвярэй у дзверы, з варот у варота, пад краснае сонца, пад чыстыя мелкiя зоркi, пад сiнiя аблокi…»: вся жизнь Язепа Дроздовича — путешественника по родному краю, художника, учителя, первооткрывателя-астронома, археолога, фольклориста — укладывается в дробный ритм древнего заговора, которым зашептывали деревенские знахарки любые беды. Скитальчество, пилигримство в нашей традиции никогда не было осуждаемо, и бродячий художник, расписывавший яркие «дываны» для украшения хат, а в свободное время глядящий на звезды, почитался, конечно, человеком со странностями, но безобидным. А с другой стороны, странник и есть — странный человек, не оседлый, пришелец, который держит свой путь к одному ему ведомой цели…

Иосиф Нарцизович Дроздович родился в 1888 году на хуторе Пуньки на Витебщине, в бедной шляхетской семье, по обыкновению времени многодетной. Рано лишился отца, и мать Юзефа растила шестерых сыновей одна, как умела. Что досталось ему от матери? Наивная присказка измученной женщины, мечтающей о хорошем будущем для своих детей: «Вучыся i пазнай нябесныя бегi…» Что ученость еще не залог сытного куска во времена бурь и потрясений, ей, дочери совсем иной эпохи, было неведомо, однако именно так — «Нябесныя бегi» — Язеп Дроздович назвал впоследствии первую и самую известную из написанных им книг по астрономии.

рисунок олега карповича.

Гуманист

Образования ему досталось немного — три класса начальной школы в городе Дисна, учеба Дроздовича продолжилась в Вильно в 1906‑м, учился он тому, что больше всего привлекало — рисованию. Виленская рисовальная школа, где преподавал известный художник-передвижник Иван Трутнев, стала для него домом на несколько лет. В 1908 году он, к своей удаче, свел знакомство с издателями, выпускавшими в Вильно белорусские книги. Так Дроздович впервые заявил о себе как о художнике, оформив книгу стихов Констанции Буйло «Курганная кветка» и многие другие издания, делал рисунки для белорусского букваря… Общаясь с писателями, и сам начал понемногу сочинять — все это выльется потом в создание повестей «Гарадольская пуща», «Трызна мiнуўшчыны»…

В 1910 году Дроздовича призывают в армию, он, будучи по натуре добрым и сострадательным, проходит фельдшерские курсы и служит в амбулатории. Первая мировая застает его в запасном батальоне, куда каждый день доставляют с фронта раненых, в иной день по полтысячи человек сразу. Окровавленные бинты и отнятые конечности, тиф и испанка, бескрайняя мера человеческого страдания, вызванного войной, навсегда отвратили его от любого милитаризма. Сам Дроздович пролежал, больной тифом и ослабевший, два месяца. И всю жизнь потом мечтал об эре милосердия:
«И придут времена, когда большая часть жителей нашей планеты откажется от участия в войнах. И всю технику, и достижения наук потратят не на проливание крови, а на обратное. На поддержку жизни...»
«Минск. Вид со стороны больничного сада на площадь Свободы». Бумага, тушь. 1919 г.

Энтузиаст

После Первой мировой он оказывается в Минске — преподает рисование, работает книжным иллюстратором и декоратором в театре, делает зарисовки города, сохранившие для нас облик столицы того времени. В Минске развивается его увлечение археологией: Дроздович изучает русло Немиги, проводит раскопки в Заславле и Свири. Но ждет в родных краях старуха мать, чье здоровье подорвано тяготами жизни: ей совсем недолго уже осталось… По возвращении в Западную Белоруссию художник оказывается на территории, фактически оккупированной Польшей. По ту сторону линии разграничения, где белорусское нещадно искоренялось добрых 20 лет, его идеи и устремления не просто не нужны — они признаны вредными. Он пытается в деревне Столице открыть школу для белорусских детей — польские власти ее закрывают спустя три месяца. Преподает рисование в гимназиях Глубокого, Новогрудка, Радошковичей — и везде за ним тянется шлейф неблагонадежного бунтаря.

Одновременно Язеп Нарцизович погружается в историю родного края, для Виленского белорусского музея собирает фольклор, описывает быт крестьян, делает зарисовки своим точным пером художника, участвует в археологических раскопках славянских городищ. Именно эти годы, несмотря на все сложности, становятся плодотворными для литературного труда и для его становления как художника. И именно в эти годы, отправляясь в научные экспедиции по всей Западной Белоруссии, он заражается вирусом странничества, превратившим его в вечного скитальца и чужедома. Из своих экспедиций он привозит десятки уникальных альбомов графики, делает археологические открытия, с головой погружается в быт белорусского крестьянства — и ужасается той бедности и горестям, в которых люди живут под панами. В 1926 году при Виленской белорусской гимназии он создает студию-мастерскую, где вокруг него собираются молодые художники-белорусы, налаживает связи с БССР — с бывшим Инбелкультом, преобразованным в Академию наук, и его научные и творческие работы нередко удостаиваются наград. Дроздович публикует прозу и пишет картины, а еще впервые собирает в горсть свои представления об астрономии — и начинает мечтать о космических путешествиях и о том, что человек не один во Вселенной. Эта мечта отражается в его живописи — так появляются полотна «Жизнь на Марсе», «Жизнь на Сатурне» и «Жизнь на Луне»…

Писатель Змитрок Бядуля говорил о нем: «У Драздовiча ёсць свой стыль, самабытны i арыгiнальны. Адчуваюцца ў яго творах багатая фантазiя, мiстычнасць i сiмволiка». И в самом деле, живопись Дроздовича (притом что его графика блестяще профессиональная) близка больше к наивному искусству, чем к академическому, совершенно неповторима и не похожа ни на чью другую. Именно он первым пишет портрет Франциска Скорины, вдохновившись образом первопечатника и начав тем самым в истории белорусского искусства скориниану, продолжающуюся по сей день.

«Вид под кольцом на планете Сатурн». Холст, масло 1931 г.

Пророк

Кем только не называют сегодня Язепа Дроздовича — и белорусским Циолковским, и нашим Леонардо да Винчи. Но при жизни он оставался непризнанным пророком: его блестящие прозрения талантливого дилетанта, опережающие официальную науку на десятилетия, современникам казались где наивностью, где безумием. Сам же он говорил:
«Большинство визий моих — это не творение фантазии, не самообман, это настоящий дар ясновидения».
«Пророк». Холст, масло. 1931 г.
Окончив краткосрочные учительские курсы после присоединения Западной Белоруссии к БССР, он работает в школах в Глубоком и Лужках, преподавая все, от рисования до астрономии и от истории до ботаники. А в свободные часы на страницах его дневников появляются планы экспедиции на Луну, схема многоступенчатой ракеты и разнообразных летательных аппаратов. Многие прозрения Язепа Дроздовича — теперь уже признанные открытия других ученых: такова судьба всех гениев-дилетантов, рисующих науке чересчур дальние, необозримые в настоящем горизонты.

Дроздович уже не может жить на одном месте, его все время зовет дорога. Он странствует от деревни к деревне, пеший, но в костюме, с резной причудливой тростью, им же самим и вырезанной из дерева. Ищет работу «для хлеба», рисуя крестьянам веселые нарядные «дываны», среди которых не найти двух одинаковых: на этих тканых коврах расцветают под его кистью цветы, оживают смешные зверушки и сказочные герои... Расписывает мебель, делает на заказ тросточки-посохи, чаще всего получая в качестве платы не деньги, а простую снедь. Да и с той обращается по-своему: дали творогу, пустил его на грунтовку картины. А потом задумался: может, надо было съесть?

Путник

Великая Отечественная война немолодого уже художника приводит в ужас. Эти годы он проживает на дальнем хуторе, скрываясь в дружеском доме Янки Пачопки от гитлеровцев, которых ощущает как воплощенное зло. Еще в 1930‑е, когда к власти в Германии прорвался Гитлер, Дроздович написал две картины — «Дух зла» и «Дух тьмы», предвидя беды, которые обрушатся на мир.

В оккупированной Беларуси он пишет картины, сочиняет свой последний фундаментальный труд по астрономии — «Теорию движения в космологическом значении», впервые излагая концепцию, близкую к позднейшей теории черных дыр. Правда, после войны Советскому Союзу нужны не измышления о небесных сферах, да еще столь фантастические и, на взгляд из того времени, безумные, а рабочие руки строителей и крепкие спины хлеборобов. В публикации ему отказывают что в Минске, что в Москве, и он тяжело переживает этот отказ. В союз художников Дроздовича тоже не берут — слишком странен и непонятен, слишком необычно, непривычно его искусство.
В изменившемся мире ему все труднее вписаться в общество: прежний уклад разрушен, сметен бурей, разбит вдребезги ударами бомб, а новый, строящийся на руинах и пепелищах, ему незнаком и чужд.
Друг Дроздовича поэт Максим Танк потом напишет о нем в воспоминаниях: «Это самобытный и талантливый человек. К сожалению, в наших условиях жизни он не смог найти своего места… Оригинальные его картины, написанные тушью, акварелью и маслом, не только удивляют своим видением мира, но и заставляют задуматься на темы еще не разгаданные, что окружают человека».

В 1954 году художника-странника крестьяне находят без сознания на дороге и отправляют в больницу, там он и умирает. Язепа Дроздовича хоронят на деревенском кладбище села Лепляне — когда-то недалеко от этого места располагался давным-давно исчезнувший родной его хутор Пуньки. Небесный пилигрим и бесприютник вернулся к родному порогу… И только слышится в шуме ветра и шорохах листвы шепот старухи знахарки: «На моры-лукамор’i стаяла белая бяроза, пад той белай бярозай стаяла цясовая краваць…»

«Триглав» хранится в музее


В 1943 году Язеп Дроздович пишет свой знаменитый автопортрет «Триглав». На нем он изображает себя, наподобие индуистского божества, в трех ипостасях: художника, астронома, изучающего устройство Вселенной, и мыслителя-философа. Автопортрет хранится в музее древнебелорусской культуры Центра исследований белорусской культуры, языка и литературы НАН Беларуси.

Дерево вместо холста


В дни, когда не хватало средств на покупку холста и красок, Язеп Дроздович обращался к резьбе по дереву. Так появились резные изображения Богоматери, святых, ангелов, затейливые деревянные ларчики, барельефы с портретами братьев художника, его друзей: писателя, переводчика Янки Пачопки и композитора, фольклориста Антона Гриневича, а также портрет его матери Юзефы.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter