Наша авиационная отрасль выходит из глобального пике и намерена восстановить докризисный уровень уже через несколько лет

Небесный карантин

Из-за пандемии авиакомпании оказались в числе наиболее пострадавших предприятий. Многие рейсы отменены. А если самолеты и поднимаются в воздух, то заполняемость их далека от стопроцентной. Что предпринимается для исправления ситуации у нас? Об этом беседа с директором Департамента по авиации Министерства транспорта и коммуникаций Артемом Сикорским.


— Артем Игоревич, как общемировые тенденции отражаются на нашей стране?

— Несмотря на призывы Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) и Международной организации гражданской авиации (ИКАО) не вводить ограничения на поездки, в марте — апреле этого года правительства ряда стран полностью запретили въезд иностранных граждан либо ввели ограничения на поездки. Результатом стало сокращение международных авиационных перевозок на 98,4%. Такого уровня снижения еще не было в истории.

Наша гражданская авиация также получила тяжелейший удар. Объем перевозок пассажиров и количество воздушных судов, обслуживаемых в воздушном пространстве Беларуси, упали на 90%.

Несмотря на то что расходы на поддержание эксплуатационной готовности объектов гражданской авиации в условиях пандемии выросли, мы прекрасно понимали: авиационная отрасль — одна из ключевых в экономике и драйвер многих процессов. Поэтому наши перевозчики продолжили полеты по открытым направлениям. Мы не закрыли свои аэропорты, в том числе для транзитных воздушных судов, а авиационный персонал, порой в непростых условиях, добросовестно и качественно выполнял свою работу. Благодаря этому наша страна стала гуманитарным коридором для десятков тысяч пассажиров со всего мира, а дипломаты и правительства многих государств выражали благодарность Беларуси за возможность репатриации своих граждан. Мы нарастили количество грузовых рейсов, в том числе для транспортировки медицинских грузов, которые жизненно необходимы для своевременных действий экстренного и гуманитарного характера.

— Какие профилактические меры предпринимаются у нас?

— Для предотвращения распространения инфекции перевозчикам рекомендовано проводить оценку рисков и принимать решения по защите пассажиров и членов экипажа в зависимости от направления полетов и их продолжительности, а также количества пассажиров. Базовой нормой является ношение защитных масок с момента регистрации до убытия из терминала по прибытии. При оценке любых мер по обеспечению безопасности мы постоянно взвешиваем возможные варианты развития событий. Например, у обычного пассажира риск связан с беспокойством о своем здоровье. А перед нами их несколько: финансовые, операционные, репутационные, политические... Как пассажир вы не думаете о них. Но наша задача — оценить их и обезопасить вас. Когда мы говорим о вирусе, мы рассматриваем этот вопрос со всех сторон, с финансовой в том числе. Если мы будем заставлять соблюдать избыточные меры по рассадке пассажиров, то авиалинии понесут убытки, что очень сильно повлияет на безопасность. Поэтому мы, как регулятор, не можем позволить, чтобы авиалинии работали в минус.

— Что позволит снизить риск заражения коронавирусом во время полета?

— С начала вспышки COVID-19 опубликованы сотни научных статей и постоянно ведется огромная научно-исследовательская работа. В отчете, подготовленном на основе обширного обзора научной литературы и экспертной оценки медицинскими консультантами Международной ассоциации воздушного транспорта и группой медицинских экспертов, отмечается, что не было зарегистрировано ни одного случая передачи COVID-19 в полете от пассажира к пассажиру. По оценке экспертов, причины низкой вероятности передачи вируса в полете связаны с тем, что на борту воздушного судна сочетаются несколько факторов, препятствующих непосредственному распространению вирусной инфекции.

Во-первых, это обусловлено конструкцией воздушного судна. Она очень сложна и сильно отличается от устройства других видов транспорта, к примеру автобуса или поезда. Воздушное судно — своеобразная алюминиевая труба, которая находится под давлением. Атмосферный воздух поступает в верхний отсек салона. Свежий циркулирует внутри, а отработанный, который больше не нужен, опускается в нижнюю часть через вентиляционные отверстия в полу, попадает в хвост лайнера и оттуда — наружу.

Во-вторых, это связано с компоновкой воздушного судна: пассажирские кресла располагаются в одном направлении (не лицом к лицу). Кроме этого, физический барьер между пассажирами обеспечивается спинками сидений, и люди, как правило, остаются на своем месте после рассадки в течение всего полета, за исключением случаев посещения туалета.

Меры, принимаемые в настоящее время, задают базовые стандарты санитарной безопасности. В совокупности с обязательным ношением масок в самолете, усиленными протоколами уборки салонов воздушных судов и дезинфекционным режимом в аэропортах страны все это в комплексе дает авиакомпаниям уверенность в том, что здоровье пассажиров в достаточной безопасности.

— Быстрыми ли темпами идет восстановление рейсов?

— Увеличение количества полетов дает надежду, что худшее уже позади, но при условии, что не будет второй столь же разрушительной волны пандемии. Исследования показывают: около 60% путешественников будут стремиться возобновить поездки в течение нескольких месяцев после того, как пандемия окажется под контролем. Люди захотят снова летать, но сделают это, если будут уверены в своем финансовом положении и в мерах, принятых для обеспечения их безопасности. Поэтому одна из важнейших задач Департамента по авиации — обеспечение безопасности перевозок для поддержания общественного доверия к гражданской авиации.

— Когда, по предварительным прогнозам, отрасль сможет выйти на уровень докризисного состояния?

— В основе нашей работы используем две стратегии: линейного (постепенного) и U-образного (быстрого) восстановления. В первом случае планируем прийти к докризисному уровню в период с 2023 по 2025 год, во втором — в 2022—2023 годах. По каждому предприятию разработан и согласован с Департаментом по авиации план антикризисных мер. Мы также разработали инициативы по поддержке авиационных организаций — начиная от налоговых каникул и заканчивая капитализацией.

— Тема лоукостов обсуждалась еще до пандемии. Каковы перспективы развития такого направления у нас?

— На протяжении 2019 года Департаментом по авиации проводилась работа по либерализации авиационных перевозок. Так, было подписано соглашение с Венгрией, предусматривающее приход лоукост-компании WizzAir. Приняты также новые соглашения о воздушном сообщении с Францией, Германией и многими другими странами. Подписан меморандум по открытому небу с США. Приход лоукост-компаний на рынок авиационных перевозок Беларуси имеет потенциал для роста объемов перево­зок пассажиров. В этот процесс сейчас вовлечены все областные аэропорты, а также Национальный аэропорт Минск. Надеюсь, после окончания пандемии мы увидим конкретные результаты нашей работы.

РЕМОНТ ИДЕТ НА ВЗЛЕТ

— Какую авиатехнику ремонтируют и обслуживают наши предприятия, способны ли они выполнять заказы частных владельцев?

— В настоящее время на авиаремонтных предприятиях ремонтируют воздушные суда советского производства. Вместе с тем Минский авиаремонтный завод подал документы в Департамент по авиации на сертификацию для допуска к техническому обслуживанию воздушных судов западного производства, таких как Boeing и Airbus. После прохождения всех этапов и получения национального сертификата завод планирует получить европейские сертификаты для обслуживания воздушных судов европейской регистрации. Мы также ожидаем появления на рынке новых компаний, которые будут выполнять техобслуживание самолетов авиации общего назначения, или, как их еще называют, воздушных судов малой авиации.

ЦЕНОВОЙ ШАХ

— Мировые авиакомпании прибегают к различным способам минимизации угроз, например рассаживают пассажиров в шахматном порядке и т. д. Приводят ли подобные дополнительные меры безопасности к удорожанию билетов?

— Для обеспечения безопасности пассажиров Департамент по авиации в мае разработал и ввел в действие Руководство по предупреждению коронавирусной инфекции в гражданской авиации. В данном документе мы настоятельно советуем соблюдать физическую дистанцию в терминале для пассажиров, а также при регистрации и выдаче багажа. При этом мы не вводили жестких мер при рассадке пассажиров в воздушном судне. Если бы мы это сделали, то цена билета увеличилась бы на 250%. Например, на самолетах Embraer-190, которые эксплуатирует авиакомпания «Белавиа», рассадка в шахматном порядке приведет к тому, что в ряду будет сидеть по одному человеку. В этом случае цены могут подняться более чем в 4 раза.

shamko@sb.by

Фото Владимира Шлапака и из личного архива Артема Сикорского.

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter