Не зря начищена труба походная

На два дня со всей Беларуси в Минск съехались военные дирижеры частей внутренних войск...

«Хороший и полный хор музыкантов возвышает дух солдат... Это ведет к победе, а победа — к славе. Музыка в бою нужна и полезна. Музыка удваивает, утраивает армию. С распущенными знаменами и громкогласной музыкой взял я Измаил».

А.Суворов.


На два дня со всей Беларуси в Минск съехались военные дирижеры частей внутренних войск — поделиться опытом и секретами мастерства.


Как рассказал художественный руководитель и главный дирижер Образцово–показательного оркестра внутренних войск полковник Павел Мозгарев, на учебно–методический сбор военных дирижеров соединений, воинских частей и офицеров военно–оркестровой службы прибыли руководители музыкальных коллективов из Минска, Гомеля, Гродно, Бреста, Могилева, Барановичей, Полоцка. Первый день посвятили теоретическим занятиям, а второй — методике репетиционной работы: с образцово–показательным оркестром внутренних войск каждый дирижер исполнил привезенную с собой партитуру. Традиционно сложилось, что на учебно–методическом сборе звучат произведения, которых нет в репертуаре оркестра. Каждому из дирижеров отводилось до 30 минут, в течение которых он должен донести до музыкантов свое видение пьесы, свой замысел, объяснить, чего ожидает от каждого исполнителя в отдельности и от оркестра в целом. Мастерство дирижера проявляется в том числе и тогда, когда за непродолжительное время он должен суметь «сыграться» с незнакомым коллективом. И уж, конечно, должен слышать и поправлять погрешности исполнителей. Задача очень непростая.


Нелегко приходилось и музыкантам образцово–показательного оркестра. Их ежедневные репетиции длятся, как правило, четыре часа в день, а во время сбора они работают буквально в режиме нон–стоп около семи часов кряду. Но и музыканты набираются нового опыта, исполняя произведения, ноты которых видят в первый раз, то есть практически читают с листа. А дирижеры привозят на сбор порой весьма сложные музыкальные произведения, причем самых разных жанров — и джаз, и народную музыку, и классику.


Например, старший лейтенант Олег Сябер из Гродно удивил полькой И.Штрауса «Трик–трак». Стремительной, воздушной, быстрой. Профессионалам понятно, что легкость, которую улавливает ухо неискушенного слушателя, весьма обманчива. За ней скрыта чрезвычайная техническая сложность произведения.


Отличился на занятиях и майор Федор Столяр из Барановичей, который исполнил «Караван» Арутюняна.


— В выборе такого произведения была определенная доля риска, — подмечает Павел Юрьевич. — Восточная музыка не совсем традиционна для нашего славянского восприятия, к тому же она трудна в техническом и интонационном исполнении. В ней, будто овеянной дымкой, звучит загадка. Она наполнена самыми разными мелодическими украшениями. Однако, несмотря на всю эту специфику и отсутствие в оркестре восточных инструментов, с сольной партией более чем достойно справился кларнет. Дирижер и солист отлично поняли друг друга. Кларнет звучал так искренне и по–восточному убедительно, что, казалось, будто музыкант изучил свою партию заранее.


Запомнилась всем и работа майора Сергея Солодухина из оркестра гомельской бригады, который дирижировал концертную пьесу из репертуара группы «Mezzoforte». Это классическое джазовое произведение прозвучало очень необычно в исполнении духового оркестра, ведь в оригинале оно написано для совсем другого состава исполнителей.


Надо сказать, такие занятия для дирижеров — своеобразный стресс. Зато знания и опыт, как отмечают организаторы сбора, полученные здесь, запоминаются им надолго. К тому же в таких условиях очень быстро проявляется, кто из дирижеров занимается не своим делом. Впрочем, таковых не было. Наоборот, пожалуй, это та профессия, в которой случайный человек без таланта и отличной подготовки надолго не задерживается.


Например, дирижер гродненского оркестра в профессию шел непростым путем. Поступить в профильный вуз в Москве, где готовят военных дирижеров, ему не удалось. Хоть и набрал необходимое количество баллов, получил отказ якобы из–за ограничения по возрасту. Тем не менее от мечты молодой человек не отказался и, окончив Белорусский государственный университет культуры и искусств в Минске, мастерски дирижирует в Гродно вот уже четвертый год. И изо дня в день идут солдаты на боевую службу не под шелест листвы, а под прекрасные звуки духового оркестра.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter