Сборная Германии - чемпион мира по футболу - 2014

Не знаешь, что делать с мячом? Отдай его Лёву

За несколько недель или даже дней Лев придумал сборную заново
Лев долго–долго инструктирует Гетце. Тот недавно на поле, но в перерыве между двумя экстратаймами дышит тяжело, полощет рот водой и молчит, даже не кивает. Леву это не нравится, он хватает Марио за челюсть и сжимает большой и указательный пальцы: «Очнись! Очнись!»

Он очнулся. Через несколько минут Гетце забивает победный гол в финале чемпионата мира и его хватают и трясут уже человек девять. Последним с нежностями лезет Боатенг — ну как с нежностями: просто заряжает Марио оплеуху с правой. Германия — чемпион.

Аргентина выдает свой лучший турнир со времен Марадоны. Выдает, когда от них этого уже и ждать устали. Выдает там, где это казалось немыслимым. Выдает с тренером, от которого этого меньше всего ждали, который 20 лет работал помощником и самостоятельную карьеру начал всего пять лет назад, который позволял Лавесси плескать ему водой в лицо во время игры, а Месси — критиковать тактическую схему, а все потому, что сборную Аргентины в ежовых рукавицах уже видели (1998–й), с безбашенной обороной тоже видели (2002 — 2010), а такую размашистую в атаке и не пропускающую 440 минут в плей–офф — собрал именно Сабелья. Этой Аргентине не помогали судьи, как в 78–м, ее лучший игрок не забивал никому рукой, как в 86–м, она вышла в финал и проиграла вдохновенно и достойно. Она кромсает шаблоны и входит в историю. А побеждают немцы.



Все получилось очень стройно. Ровно 20 лет назад Лев начал тренерскую карьеру в Швейцарии. Ровно 10 лет назад тренерская карьера Лева стала увядать в турецкой и австрийской глуши и он согласился на роль ассистента Клинсмана, с которым учился в школе тренеров. Клинсман отвечал за физику, Лев — за тактику. Десять лет назад Клинсману и Леву досталась от Руди Феллера сборная, в которой, по словам Филиппа Лама, вообще не было тактических занятий, а тренировки длились не больше часа. Клинсман и Лев внесли в состав той сборной 10 изменений и выиграли «бронзу» домашнего Кубка мира. Опытные Леманн, Баллак и Клозе, молодые Лам, Швайни и Подольски — плюс–минус с тем же составом Лев, уже без Клинсмана, съездил за «серебром» Евро–08, спокойно объехал нас на пути в ЮАР, но прямо перед Кубком мира вся эта упоительная стабильность нулевых затрещала и накренилась. Травмы получили основной вратарь Рене Адлер (предыдущий основной Роберт Энке бросился под поезд за полгода до турнира), основной центральный защитник Хайко Вестерманн, капитан Михаэль Баллак ну и — до кучи — оборонительный универсал Кристиан Треш. За несколько дней до старта ЧМ сборную классно приободрил Франц Беккенбауэр: «Без Баллака будет очень тяжело. Придется очень много работать, чтобы попасть хотя бы в полуфинал».



За несколько недель или даже дней Лев придумал сборную заново: в ЮАР приехало 9 человек, по возрасту проходивших в состав «молодежки» (и, к слову, выигравших годом раньше Евро U–21). Вратарь «Шальке» Нойер, запасной защитник «Ман Сити» Боатенг, полузащитник «Штутгарта» Хедира, плеймейкер «Вердера» Озил, Бадштубер с Мюллером, которых ван Гал вытащил из второй команды «Баварии» за 9 месяцев до того ЧМ: всех их Лев бросил в стартовый состав (наполовину состоявший из ребят, ни минуты не сыгравших в отборочном турнире), и такая команда, конечно, выглядела тщедушно — но только до выхода на поле. 4:0 с Австралией, 4:1 с Англией, 4:0 с Аргентиной — даже Беккенбауэр забыл про Баллака и свой прогноз и гнал сборную к «золоту», Германия устраивала еще более озорные и искристые шоу, чем на ЧМ–2006, но на пути попалась Испания — и опять «бронза». Зато 20–летний Мюллер получил «Золотую бутсу», забив пять мячей, Озил с Хедирой поехали в Мадрид к Моуринью, Боатенг вернулся в Германию и сделался основным защитником «Баварии», а Нойер из нервного и неуклюжего рурского пацаненка постепенно превратился в самого надежного и спокойного вратаря мира.



Я был так очарован той юной, родившейся у нас на глазах, новой немецкой сборной, что по запальчивости сравнил ее с шестилетним Моцартом в Венской филармонии. И важно то, что биологическим отцом этого ребенка был именно Лев. Не в соавторстве с Клинсманом и Феллером или только с Клинсманом, а один Йоахим Лев. Это он за какие–то считанные дни нарисовал новую сборную, внушил 20–летним парням, что Лам и Швайни их в обиду не дадут, и сделал их третьими в мире.

В 2014–м игроки Лева повзрослели, но повзрослеть и измениться должен был и сам Лев. Программа развития молодых талантов обеспечила ему широкий выбор — оставалось только умно и тонко им воспользоваться. «Мы должны полностью изменить нашу тактику, — объявил он перед стартом отбора на ЧМ. — Игра команды должна быть не такой, как раньше. Мы были активны, когда владели мячом, но не действовали так же без мяча. Наша цель на ближайшие месяцы — добавить в игру высокий прессинг и действовать так даже в матчах с атакующими командами. Нужно активнее играть в обороне».



Высокий прессинг и активная игра в обороне обернулись 4:4 и 5:3 в матчах со Швецией, но по остальным Ирландиям и Фарерским островам Германия, в общем, проехалась катком. И по тому, что Лев критиковал своих защитников даже после победы в товарищеском матче с Францией, стало ясно, что он наконец–то нашел верный баланс между обороной и атакой, но хочет отшлифовать, отрепетировать, вызубрить эту партию идеально, чтобы в полуфинале серьезного турнира не случилось опять непредвиденного сбоя. В полуфинале сбоя не случилось — там Германия дала свой самый зубодробительный концерт в XXI веке.

Сбой произошел в финале — Лев потерял Хедиру. Хедира пропустил почти весь клубный сезон, но Лев дожидался, пока он вылечится, потому что, во–первых, наглухо травмированы те, кто мог бы его заменить (Гюндоган и Бендер), а, во–вторых, став после варшавской оплеухи от Пранделли мудрее, Лев из нагловатого реформатора превратился в мрачного консерватора. Пусть Хедира и Швайни без конца болели с осени по весну, я дождусь, пока они поправятся. Нет Шмельцера? Значит, слева будет Хеведес — без изыска, зато надежно. Клозе стал резервным форвардом еще два года назад? Ничего, теперь он снова будет основным.



Без Хедиры эта немецкая конструкция выглядела менее прочно и основное время немцы несколько раз чудом не пропустили (сам Кроос выводил один на один Игуаина), но когда наступил овертайм, неоконсерватизм Лева оказался кстати. Когда Кроос уже совсем разучился давать точные пасы, Мюллер топтался у штрафной, угрюмо поджидая верховые мячи, а защитники молились, чтобы никто из аргентинцев не убежал в прорыв, 30–летний Бастиан Швайнштайгер, переживший за прошлый сезон четыре травмы, а за позапрошлый — пять, как одержимый кидался за каждым мячом, выдирая его из четырех опорных аргентинских ног, разбивая в кровь лицо и зарабатывая один штрафной за другим.

Они все наконец–то выросли. Они наконец–то чемпионы.

Денис РОМАНЦОВ

sports.ru

Советская Белоруссия №131 (24514). Вторник, 15 июля 2014 года.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter