Половина трамваев, которые бегают по Казани, сделаны в Беларуси

Не жарко летом в «гусеничке»

Половина трамваев, которые бегают по Казани, сделаны в Беларуси

Новую партию односекционных трамваев из 10 вагонов на маршрут выпустили казанский градоначальник Ильсур Метшин и туристы из Великобритании, один из которых — Мартин Риккит водит у себя на родине старый вагончик на общественных началах.


Он рассказал, что в Англии осталось всего несколько трамвайных линий, и только недавно жители туманного Альбиона осознали, что они теряют, и решили возродить этот старый вид транспорта.


Когда в Казани встал вопрос, отказаться от трамваев в пользу автобусов или нет, большинство высказались за их сохранение. Правда, было решено, что исторический центр трамваи покинут, так как линии проходили по таким узким улицам, что проехать по ним без заторов можно было лишь очень поздно, либо в дни, когда казанцы выезжают на дачи. К Универсиаде 2013 года в городе появились новые скоростные линии: трамвайным путям выделили отдельные полосы, и их пути с автомобильными дорогами пересекались разве что на перекрестках. Если бы не заторы и аварии в этих местах, то добраться на скоростном трамвае можно быстрее, чем на другом транспорте.


Обновив линии, в городе не могли пустить по ним старые вагоны. И когда речь зашла о покупке новых трамваев, вне конкуренции оказалось предложение «Белкоммунмаша». Казанские власти договорились о покупке 40 вагонов трехсекционных и односекционных трамваев. В народе длинные трамваи моментально получили название «гусеничка».


Казанцы уже забыли те времена, когда трамваи приходилось ждать по полчаса, а потом брать штурмом забитые вагоны. «Гусеничка» вмещает всех, кто стоит на остановке, и мчится быстрее автобусов, которые не застрахованы от заторов. Но главное достоинство белорусских трамваев, которое отметили горожане, — в вагонах тепло зимой и не жарко летом.


Корреспондент «СОЮЗа» проехалась в новом вагоне и отметила, что стекла трамваев затонированы, как у дорогих иномарок, поэтому даже в самую жару пассажиры, которые занимают места у окна, не страдают от палящих лучей. А от холода их спасают не только тканевые кресла, которые, в отличие от пластиковых или сидений из кожзаменителя, хранят тепло, но и современная система обогрева, которая равномерно распределена по всему вагону.


Знали бы казанцы, что впервые отапливать вагоны трамваев стали 110 лет назад, когда их оснастили электрическим отоплением. Больше всего, как писали в газетах тех лет, радовались кондукторы, которым больше не приходилось греть руки, прежде чем выдать билет и записать его в контрольную книжечку. Правда, тогда температура в вагоне не поднималась выше девяти градусов, да и тепло давали лимитированно — только до четырех часов вечера, в то время как трамваи работали до девяти.


Что и говорить о неудобных высоких ступеньках и тесных вагонах! В современных трамваях все сделано для того, чтобы у пожилых пассажиров, мамочек с колясками и людей с ограниченными возможностями не было никаких проблем с посадкой.


— Все трамваи низкопольные и оборудованы откидными пандусами, — говорит главный инженер наземного транспорта МУП «Метроэлектротранс» Алексей Советов. — В салоне есть специальные места для людей с ограниченными возможностями, которые оборудованы поручнями и кнопкой связи с водителем. Вагоны просторные, так что никто никому не мешает, и пассажирам довольно комфортно.


Все вагоны оборудованы панелью с бегущей строкой, которая подсказывает, какая сейчас будет остановка. Удивительно, но в новых трамваях — не шумно, нет привычного стука колес.


По словам директора МУП «Метроэлектротранс» Асфана Галявова, после обновления подвижного состава им удалось сократить время ожидания трамвая на остановке. Так что дольше пяти–шести минут стоять не придется. Правда, они по–прежнему не застрахованы от простоев из–за аварий на перекрестках. Хорошо, что они с каждым годом сокращаются, так как Госавтоинспекция быстро реагирует на подобные ДТП.


Кстати


В Суконной слободе Казани стоит на приколе трамвай N 24, который курсировал по городу в довоенное время. Этот вагон не случайно выбрали экспонатом для музея под открытым небом. В 30–е годы его водил уроженец Беларуси Иван Кабушкин. Из трамвайного депо его проводили на фронт, а в 43–м узнали, что он геройски погиб в плену. Спустя двадцать лет Ивану Кабушкину посмертно присвоили звание Героя Советского Союза. Сейчас казанское трамвайное депо N 1 носит имя легендарного вагоновожатого.


Светлана Брайловская

kor@rgkazan.mi.ru


А еще есть «кузнечики»


По улицам Калининграда курсируют 12 троллейбусов, произведенных в Минске. «Кузнечики» — так электромашины прозвали за зеленый цвет и необычный внешний вид — зарекомендовали себя как экономичный и комфортный транспорт.


— Первый белорусский троллейбус к нам поступил в 2011 году, — рассказывает корреспонденту «СОЮЗа» начальник троллейбусно–автобусного депо калининградской муниципальной транспортной компании Игорь Челюбеев. — С тех пор прошло три года, и приобретением мы очень довольны. Это современные, удобные в обслуживании машины, которые редко ломаются. А благодаря продуманной конструкции чинить белорусские троллейбусы проще, чем российские.


«Кузнечики» пришлись по душе не только транспортникам, но и рядовым калининградцам. Белорусская машина оборудована механическим пандусом, который водитель раскрывает по просьбе пассажиров. Если добавить сюда широкие двери и низкую посадку, становится понятно, почему многие калининградские инвалиды–«колясочники» и родители с колясками предпочитают передвигаться по городу именно с помощью «кузнечиков».


Другой плюс минского троллейбуса — электропривод, благодаря которому машина отдает электричество обратно в сеть. Это позволяет экономить до 30 процентов энергии. Третий плюс — отсутствие арок передних колес, занимающих так много места в салонах российских электромашин. Благодаря особой колесной формуле минским машиностроителям удалось превратить площадку за кабиной водителя в удобный «накопитель» для детских и инвалидных колясок. Кроме того, все «кузнечики» оснащены бесшумными двигателями и кондиционерами.


Помимо современной «начинки», серьезным преимуществом «кузнечика» является полностью пластмассовый корпус, уникальный для троллейбусов производства стран СНГ. Пластмассовая электромашина, в отличие от металлопластмассовых аналогов, не ржавеет и долго сохраняет привлекательный внешний вид.


Ульяна Вылегжанина

 

Советская Белоруссия №89 (24472). Четверг, 15 мая 2014 года.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter