Не жалей о том, что прошло

Ученик спросил святого Антония: что мне делать, чтобы спастись? Хороший вопрос. Просто в самую точку. Не любил человек ходить кругами, бил в самую суть. На самый жгучий вопрос ждал прямого и конкретного ответа. И он был получен. Преподобный Антоний назвал три условия, соблюдая которые можно наследовать спасение.

Первое: не надейся на свою праведность. “Почему это условие — первое?” — спросил монах. Антоний ответил. Монахи — люди, ведущие праведный образ жизни. Так им положено: жить по уставу, молиться, быть сдержанными, держать себя в строгости. Ведь монахи живут как будто в стеклянном доме — у всех они на виду, даже мирская одежда не способна “спрятать” инока. Правильная жизнь — привилегия аскетов, но она же и самая болевая точка: легко поверить, что ты “несть якоже прочие человецы”, поскольку уже выполнил и перевыполнил задание по личному спасению.

Заметим: совет дает человек, посвятивший годы жизни труду самопознания. Когда он говорит: “Не надейся на свою праведность”, — это итог многолетнего опыта, его опыта. Это он выносил годами, это он сказал о себе, о человеке, весьма почитаемом за праведность, доказанную и, кажется, неколебимую. Именно он, святой Антоний, не надеется на свою праведность. Из его уст правило: “Не надейся на свою праведность” значит: жди от себя сюрпризов — неожиданных, пугающих желаний, мыслей и, скорее всего, поступков, которые могут представить тебя тебе же в неожиданном свете. Усвоили. Приняли. Осознали.

Правило номер два: обуздывай язык и чрево. Здесь вроде бы все понятно. Это и есть аскеза в чистом виде, те основные правила духовной жизни, которые разделяют практически все религиозные традиции. Услышать такое из уст многолетнего пустынника — естественно и предсказуемо. Язык и чрево надо обуздывать всегда, ныне и присно. И до самого последнего дня ни один христианин не свободен от этой тактики.

Что же на третье? А вот тут самое неожиданное, но и самое утешительное. Преподобный дает ученику, может быть, наиболее вызывающий из своих советов: “Не жалей о том, что прошло”. Всегда вспоминаю это наставление именно на Новый год, который для меня сплетается из двух сильнейших эмоций — надежды и сожаления. И, похоже, с каждым новым годом моей жизни последнее преобладает.

По утрам я всегда пою. Собственно, я пою всегда, когда не ем, хотя бывают исключения. Недавно заметил, что гаснет во мне эта певучесть, все больше молчу, задумываюсь, засыпаю. Нехорошо. Неправильно. Однако в певучие дни все чаще оглядываюсь назад: вот бы это настроение да неделю назад или даже месяц, а вот бы оказаться с таким настроем в предыдущем году, вот тогда я уж развернулся бы с теми силами, с тем здоровьем, с крепким сном. Но “дергает за рукав” авва Антоний: не примеряй на себя прошлое, его больше нет — ни плохого, ни хорошего. Не жалей об ушедшей юности, не скорби об упущенных возможностях, о несделанном, о несказанном — отпусти, забудь. Прошлого нет. Нет и будущего. Я — только здесь и однажды. Живи сейчас. Люби сегодня. Радуйся с теми, кто рядом. Не примеряй на себя чужую жизнь, ведь жизнь тебя вчерашнего уже не твоя. Можно утонуть в прошлом, заблудиться в будущем и упустить ту радость, красоту и любовь, которые вот тут, рядом, притаились и ждут ободряющего взгляда, благословляющего жеста.

Не жалей о том, что прошло, — ни о плохом, ни о хорошем. Живи сейчас. Даже если немало дров наломал, ты еще жив, ты еще здесь, ты еще многих можешь сделать счастливыми, многих утешить.

О них думай, на них смотри. Во все глаза смотри на то, что есть, отпуская то, что было. Не проморгай того, что теперь, что близко дыханием и взглядом. То живое, что рядом, — более право, чем все прекрасное и вожделенное в прошлом или будущем. Для прошлого — тихая грусть, для грядущего — озорное и нетерпеливое любопытство, для тех, кто рядом, — объятия и поцелуи. И море нежности, которое плещется только в настоящем.

Архимандрит Савва Мажуко

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter