Не затраты, а инвестиции

ПТУ вводят новую специальность - «Мехатроник в машиностроении»

Именно так следует называть средства, в которые обходится обучение специалистов, убежден начальник Управления профессионально-технического образования Министерства образования Эдуард Гончар

Престижу рабочей профессии, особенно с распадом Советского Союза, когда на первый план вышли отношения «купи-продай», был нанесен серьезный удар. Впрочем, многие и по сей день при упоминании о рабочей специальности представляют себе эдакого неопрятного молодчика с лопатой. Упуская из виду тот факт, что экономика нашей страны, а следовательно, и система профессионально-технического образования (ПТО) сделали значительный рывок вперед и что за новыми современными станками стоят рабочие нового формата. Каковы они? Какими знаниями обладают? Что ждет в будущем систему ПТО? Об этом «Р» рассказал начальник Управления профессионально-технического образования Министерства образования Эдуард ГОНЧАР (на снимке).

— Облик воспитанника ПТУ у населения, действительно, за минувшие годы сложился негативный. Но это в большей степени свойственно взрослым. Молодежь не мыслит стереотипами. И все же, чтобы уйти от этого штампа, мы пошли на изменение статуса учебных заведений, существенно изменили и содержание их деятельности. Сейчас более ста из них именуются профессиональными лицеями, более 60 – профессионально-техническими колледжами, и только оставшиеся имеют статус ПТУ. Но это не означает, что в ПТУ обучение идет по старым программам. Практически на всех учебных специальностях есть такой предмет, как информатика, компьютерная база у нас хорошая и постоянно обновляется. Чтобы молодой человек не просто знал профессию, но и был подкован в части своих прав, возможностей, даем знания по трудовому законодательству и т.д. Планируем усилить подготовку по иностранным языкам – таково требование времени, ведь зачастую технологическая документация на предприятия приходит на английском языке. Кроме того, если мы планируем развивать сферу услуг, туристический сервис, здесь языковые навыки не менее необходимы.

Если прежде основная масса выпускников ПТУ приходила на работу с третьим разрядом, сейчас за счет создания сети лицеев каждый пятый молодой человек приступает к работе уже с 4-м и 5-м разрядами (раньше — каждый 15-й)! Таких выпускников особенно ценят на рынке труда. Учитывая, что в стране создается все больше наукоемких производств, мы пошли на то, чтобы готовить рабочего со средним специальным образованием. В качестве проекта такая подготовка начата в ПТК РИПО по специальности ”Мехатроник в машиностроении“. И эта работа будет продолжена.

— Иными словами, поменялась суть, которая закладывалась ранее в понятие рабочей специальности. Сегодняшний выпускник системы ПТО разбирается в сложной технике, востребован на рынке труда и получает за свой труд достойные деньги. Выпускники школ это понимают? Или все же вы делаете ставку на профориентационную работу?

— В последние годы, когда особенно остро ощущалась потребность в рабочих кадрах, мы развернули более активную проф­ориентационную работу. Нам помогали три центра профориентации Министерства труда и социальной защиты. Поэтому за последние три года нам удалось увеличить прием по строительным специальностям в образовательные учреждения системы ПТО вдвое!

Методы профориентации в основном остались неизменными: это разъяснение, посещение предприятий, дни открытых дверей и т.д. Но сейчас возможностей информирования гораздо больше, поскольку практически все наши учебные заведения имеют сайты, где можно почерпнуть любую информацию.

Есть также хорошие методы психологической диагностики, где определяется предрасположенность к будущей профессии. Это, конечно, не приговор, но повод задуматься. Есть ярмарка вакансий, где можно узнать о потребности в кадрах, об уровне заработной платы того или иного специалиста. Но лучшая проф­ориентация, если предприятие, отрасль работают стабильно, высокоэффективно, а рабочие имеют хорошие заработки, социальный пакет.

— На какой базе сегодня обучаются слушатели колледжей, ПТУ?

— После распада СССР нам было очень непросто, мы столкнулись с рядом финансовых и других проблем. Это не могло не отразиться на техническом оснащении наших учебных заведений. Но в последнее десятилетие ситуация коренным образом изменилась. В том числе благодаря ряду программ по развитию и техническому переоснащению системы ПТО, принятых правительством нашей страны.

Мы совместно с отраслями экономики практически завершили подготовку минимальных перечней оборудования, которое необходимо для качественной подготовки по той или иной профессии. Понятно, что возможности бюджета ограничены, и приобрести такое оборудование каждому учреждению образования нереально. Но этого и не нужно. Мы пошли по пути создания центров производственного обучения, где концентрируется новейшее оборудование. Посещать их могут учащиеся сразу нескольких учебных заведений. Кроме того, можно договариваться с предприятиями — заказчиками кадров о прохождении производственного обучения непосредственно на производстве. Таким образом мы закрыли проблему, и сегодня сто процентов учебных заведений располагают необходимой учебной базой. Процессы обновления оборудования, конечно же, идут постоянно. Но благодаря найденному решению это не требует непосильных затрат.

Есть вопросы по учебной литературе. Начата подготовка национальных учебников. Но их нужно около тысячи наименований, так что это дело не одного дня. Возможно, в будущем перейдем на электронные учебники. Пока же частично используем российскую литературу.

— Сегодня активно обсуждается тема сокращения затрат на подготовку специалистов рабочих специальностей. Из учебной программы предлагается убрать общеобразовательные предметы. Как вы считаете, можно ли на этом экономить?

— Подготовка учащегося обходится государству почти в пять миллионов рублей в год. Учатся ребята от года до трех лет… Но, я убежден, на обучении экономить нельзя. Поскольку при сокращении программы обучения издержки могут быть гораздо больше. Мне вспоминается ситуация, когда завод типа нашего «Химволокна» в Узбекистане не могли запустить целый год. Причиной тому стало отсутствие квалифицированных специалистов. Представьте, какие убытки понесло предприятие, отрасль, страна! По моему глубокому убеждению, средства, в которые нам обходится обучение специалистов, не затраты, а инвестиции. Создавая экономику инновационного типа, развивая предприятия малого и среднего бизнеса, разумнее ориентировать учебные заведения профессионально-технического и среднего специального образования на подготовку образованных и высококвалифицированных специалистов.

Кроме того, вычеркнув общеобразовательные предметы, мы ущемим интересы детей, которым мы закроем доступ к среднему специальному и высшему образованию. А ведь случаи, когда ребята, отработав годы на предприятии, идут учиться дальше, становятся руководителями, не редкость. К тому же тогда наши выпускники, если впоследствии какие-то профессии отомрут, не смогут пройти переподготовку, повысить квалификацию по более сложным профессиям и специальностям.

Некоторые, чтобы сократить расходы, предлагают перейти на прием на базе одиннадцатилетнего общего образования. Но, например, государства Евросоюза, Россия идут по другому пути. И это не случайно. Мы анализировали ситуацию с выпускниками базовой и средней школ, которые оканчивают наши учебные заведения. Так вот у первых мотивация работать в избранной сфере гораздо больше! И потом, если дети слабые, зачем их держать в школе лишние два года? А эти издержки кто просчитывает?

Есть еще один момент: если мы начнем проводить вступительную кампанию только для выпускников 11-х классов, мы можем ее провалить. Ведь большинство стремится в вузы, а абитуриентов на ближайшее десятилетие по демографической причине в стране станет меньше. Какой ущерб тогда понесет экономика?

— Эдуард Николаевич, подытоживая нашу беседу, как вы считаете, нуждается ли сегодня система ПТО в серьезных реформах?

— Убежден, что необходимости в революционных мерах нет. Существенные структурные и содержательные изменения мы осуществили за предыдущие десять лет. От нас потребовали увеличить подготовку кадров, и мы это сделали. Кстати, мы изучаем потребность отраслей экономики и готовим специалистов под заказ. По качеству же проф­техобразования вопросов не возникало. А ведь это самый важный показатель! Кстати, с нами единодушны и международные эксперты. Например, совсем недавно в Браславском районе маслосырзавод получил европейский сертификат качества, при этом отмечалась высокая квалификация кадров. А кто их готовит? Наши учебные заведения.

Но, понятно, отрасль стоять на месте не может. Убежден, мы должны не только поспевать за всеми мировыми процессами, но и хоть немного опережать их. Например, во всем мире активно идет интеграция между учебными заведениями. Эти процессы проходят и у нас: между ПТУ и ссузами, колледжами и университетами. Идет также объединение наших заведений одного уровня (например, в Молодечно, в Слуцке, Борисове и т.д.). В итоге они становятся более мощными и многофункциональными.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter