«Не забывайте – мы просто живем. В работе...»

Можно ли родиться «звездой» аграрного дела? Не спешите возражать — дескать, сочетаю несочетаемое. Какая там звездность в нелегком хлеборобском ремесле? А вот и готова поспорить! Да, сегодня должность, сама стезя руководителя хозяйства, быть может, не так и престижна… Но тем интереснее, колоритнее те упертые храбрецы, которым удается доказывать: земля им не зря доверена!<br><br> Таков и Александр БИЧ, многолетний руководитель одного из лучших хозяйств республики — селекционно-гибридного центра «Западный», что в Брестском районе. А разговор наш, вопреки первоначальной задумке, получился шире, чем просто штрихи к портрету, безусловно, неординарной личности…

Александр БИЧ, директор РУСП «СГЦ «Западный» Брестского района, — о временщиках в деревне, фанатиках одной роли и постоянном преодолении.

Можно ли родиться «звездой» аграрного дела? Не спешите возражать — дескать, сочетаю несочетаемое. Какая там звездность в нелегком хлеборобском ремесле? А вот и готова поспорить! Да, сегодня должность, сама стезя руководителя хозяйства, быть может, не так и престижна… Но тем интереснее, колоритнее те упертые храбрецы, которым удается доказывать: земля им не зря доверена!

Таков и Александр БИЧ, многолетний руководитель одного из лучших хозяйств республики — селекционно-гибридного центра «Западный», что в Брестском районе. А разговор наш, вопреки первоначальной задумке, получился шире, чем просто штрихи к портрету, безусловно, неординарной личности…

— Александр Николаевич, вы — человек азартный? Любите посоревноваться, «обставить» коллег по председательскому цеху?

— Это вы намекаете на рейтинг «Лучших сельскохозяйственных организаций за 2009 год», который недавно опубликовала «Белорусская нива»? Видел — наше хозяйство там на двадцатом месте. Хочется ли взобраться повыше? Честно говоря, никогда не «заморачивался» по этому поводу. Слишком уж, на мой взгляд, подобные рейтинги — вещь условная, относительная. Хотя, если вдуматься, толика моей личной заслуги в этом результате есть. Без руководителя толкового любое хозяйство, как ни крути, далеко не уедет!

Мне хотелось бы только, чтоб при составлении таких рейтингов не чисто механически сравнивались мы друг с другом, а шел более углубленный, всесторонний анализ. К примеру, учитывалось, сколько времени руководитель на посту…

— Когда руководитель есть… Великое дело! Но не секрет, что белорусское село страдает от нехватки именно хороших управленцев. Или сельских вожаков, как называли их раньше. Отчего так, по-вашему?

— Знаете, я этот нелегкий — председательский, директорский — хлебушек «ем» вот уже тридцать три года. Начинал в одном из колхозов Жабинковского района, потом — здесь. При мне фактически «Западный» стал не просто хозяйством, а СГЦ, то бишь более сложным производственным «организмом».

Когда труднее всего работалось? Оно не сахар было всегда, без передышек, но… Рискну сказать, что сейчас. И не потому, что постарел (улыбается). Мало что по-прежнему трудимся в условиях постоянного «прессинга» со стороны матушки-природы. Вот и в этом году залило — не дай Бог! Не поверите, за три десятка лет не припомню такого… Все чаще, увы, ощущаешь свою уязвимость. Невозможность повлиять на ситуацию...

С другой стороны, идет неслабый «жим», погоня за темпами, неуклонным ростом показателей…

— Хочется свободы от бесконечной гонки? А, может, в этой постоянной погоне — смысл? И ничего менять не стоит?

— Кто его знает, как лучше было бы. Да и куда денешься от необходимости быть государственным человеком — нести бремя ответственности? За людей, за дело, за землю, на которой пригодился. Отвечая на вопрос, почему дефицитна должность руководителя хозяйства, одно скажу: слишком многое болит, тревожит человека на этом посту, чтобы долго выдержать. Не всякий сдюжит!

А еще, увы, не добавляет оптимизма крепнущее ощущение: главное — нужно исполнять! Повышать, повышать, повышать… Брать чаще количеством, а не качетсвом. А где же право на риск? На ошибку, которую можно будет исправить?

— Но в последнее время как раз о качестве и разумном риске руководителя много говорится…

— И правильно! В принципе, экстенсивная гонка не приносит АПК экономически привлекательных результатов. А когда экономика сельхозпроизводства, именно экономические рычаги управления отходят на второй план, то… Рискуем ведь не поспеть за ужесточающейся конкуренцией на мировом рынке.

— Без постоянного наращивания объемов производства в количественном плане тоже ведь не обойтись?

— Конечно! Рост показателей говорит о постоянном прогрессе страны в целом и АПК в частности. Тем более что ВВП на душу населения в Беларуси еще имеет резервы для увеличения. Но! По-моему, сейчас мы балансируем, имею в виду сельхозпроизводство — в первую очередь, на тонкой грани: между дальнейшим количественным ростом и новым качественным продвижением. Стоим, подобно витязю, на распутье, в своем роде, хотя столь жесткого выбора делать не приходится. Скорее, речь идет про разумный баланс, но что в этой дилемме должно перевешивать? Я — за то, чтобы все-таки углубиться в экономику, сосредоточиться не на погоне за плюсами на бумаге, в статотчетности.

— Аграрный сектор Беларуси умудрился не только уцелеть в развальные постсоветские годы, но и основательно приумножил доставшееся наследство. Это разве не успех?

— Вы правы! Но только если смотреть в объемных, количественных величинах. Даем неплохой вал продукции. Хватает и себе, и на экспорт. Но вот недавно озвучена задача: как минимум удвоить экспорт продовольствия. Что делать будем? Еще больше нажимать на темпы?

Мне кажется, тут не обойтись без некоторой переакцентировки. Задумайтесь, а почему сейчас так мало слышно про одну проблему — рост производительности труда? В АПК, во всяком случае, есть над чем работать в этом плане.

— Неужели СГЦ «Западный» сталкивается с вопросами производительности труда?

— Бывает. Нужно быстрее шевелиться — конкуренты ведь не дремлют. Как-то у нас в хозяйстве, на представительном семинаре, зашел разговор о том, почему не можем снизить себестоимость свинины. И начинаем проигрывать в ценовой конкурентоспособности соседям-полякам. Где теряем, «набирая» затратный груз? Я тогда задал коллегам и чиновникам один вопрос: «Кто бы подсчитал, сколько у нас в сельском хозяйстве... сторожей?»

— Нет чувства хозяина?

— Вот-вот! Производительность труда повышается там, где есть твое, собственное. Приумножать то, что тебе не принадлежит, архисложно. Право собственности — мощнейший стимул, который никто не отменит, даже при большущем желании. А у нас от того и много сторожей приходится держать, что все вокруг — колхозное…

— Вы же знали, на что шли? И выбор свой в пользу деревни делали осознанно? Неужели жалеете?

— Жалеть — толку мало. Я предпочитаю думать, размышлять. И бороться, отстаивать — конструктивно — свою точку зрения, свои подходы и принципы в работе. Кому сегодня заполнять те вакансии, о которых вы спрашивали? Временщиками тут не «обойдемся» точно! Они в деревне не приживутся. В нашем деле сейчас всерьез и надолго остаются только фанатики. Те, кто не представляет себя в другой роли.

А что молодежь? Приходят в хозяйство на отработку, в большинстве своем прагматики до мозга костей. Попробуют. А потом поглядят, где-то крутнулся, где-то «купил-продал»… Все лучше, чем в полях да на фермах сутками пропадать! И потом, сейчас у ребят больше возможностей, путей самореализации, нежели было в мою молодость…

— Часто можно услышать сетования от молодежи — дескать, на работе в хозяйстве сплошь рутина, никакого творчества…

— Тут можно спорить! Есть в нашем деле участки работы, где хорошая исполнительность — первейшее преимущество. И разве ж вырастешь в талантливого, творчески «заостренного» агрария в одночасье?

— Я чуть о другом… Вот вы как руководитель прислушиваетесь, если какой-нибудь молодой специалист загорается идеей, которая вразрез с устоявшейся практикой, вашими подходами? Не боитесь дать «зеленый свет» иному мнению?

— Ничего тут страшного, если, конечно, доверять и доверяться людям. Да, в АПК остро необходимы сейчас толковые управленцы. Но жизнь так устроена — далеко не всегда остаются, задерживаются на селе подающие большие надежды. Нужно давать шанс каждому, а не растить механических исполнителей. Последнее — не из моего арсенала. В этом плане я руководитель-демократ, а не диктатор.

— А часто ли признаете, в том числе прилюдно, свои личные ошибки, просчеты?

— Нет проблем! Хотя… Не стремлюсь выносить это «на публику». Для меня главное — самому признать свою ошибку. Так же и с успехом. Если сам чувствую — чего-то добился на конкретном участке большого и трудного пути, значит, победил и в самом деле! Не обязательно при этом, чтобы все кругом хвалили.

— Наверное, есть главная ошибка, которую допускают ваши молодые коллеги, когда начинают «кіраваць» хозяйствами. Ведь не все определяется внешними факторами?

— Руководителя нет без постоянного «самокопания», своеобразного самоанализа многотрудного опыта — сплава ошибок и просчетов, побед и поражений. Да, причина дефицита хороших руководителей на селе отчасти кроется в… самих кадрах. Многие, по-моему, не совсем верно формулируют главную управленческую задачу. А хотят всего и сразу! То есть сиюминутный результат с наименьшими затратами. А ведь не случается все вдруг! (Быть может, в иных сферах, но только не на селе, в агросекторе). Главное — нужно создавать команду единомышленников.

— И сколько понадобится времени на реализацию этой задачи?

— О, вы слишком упрощенно подходите к сложнейшему вопросу! Иногда на это не то что двух, трех лет, а бывает, целой жизни может не хватить. Немалую роль тут играет удача, везение.

Помню, в первом колхозе создал ну практически идеальную команду. И добрый десяток лет считал: в другом хозяйстве уже не смогу повторить… Пришлось себя переубеждать (смеется).

— А сейчас ваша команда без вакансий?

— Нет, они есть. Аккурат недавно ушел от меня на повышение, в район, толковый хлопец. Первая реакция, когда узнал: пошумлю, авось удержу? Но пришлось, и не раз прежде приходилось, превозмогать себя, подавлять такие, наверное, эгоистичные порывы. Хороший руководитель еще и тот, кто думает о другом человеке. Учитывает его устремления, желания и, как следствие, дает возможность самореализации. Сейчас, на мой взгляд, редко кто учитывает: простой работник, специалист… И они не должны по нашей, руководительской, прихоти только пахать, пахать, пахать…

Руководя, не забывайте, мы просто живем. В том числе и в работе... А жить нужно по-человечески. Результат же приходит туда, где есть не механическое исполнение двадцать четыре часа в сутки группой людей, а высокопроизводительный труд единой команды управленцев. Не один, даже самый толковый руководитель, не должен занимать позицию, мол, я тут главный и все решу сам…

— Сложно быть руководителем-новатором? У вашей команды есть шанс переубедить директора?

— Вот сейчас мы как бы на второй круг пошли — с бесплужной обработкой почвы. Овчинка стоит выделки! За этой технологией, идеей — большие деньги. Она из того разряда методов, подходов, которые работают на качественный, а не только количественный результат. Когда-то наше хозяйство одним из первых в Беларуси занялось бесплужной обработкой. Но потом специалисты директора слегка переориентировали. Теперь возвращаемся к идее. Вместе…

— Спасибо за интересный разговор! Успехов вам!

Беседовала Инна ГАРМЕЛЬ, «БН»
Фото автора
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter