Реставратор Валерий Слюнченко восстанавливал самые знаковые памятники архитектуры Беларуси

Не забывайте эти имена

Идешь по Полоцку — и, конечно же, вспоминаешь о строившем этот город в XII веке зодчем Иоанне, в Несвиже думаешь о сооружавшем самые знаковые строения города итальянце Джованни Мария Бернардони, в Минске часто встает перед глазами образ Иосифа Лангбарда. Были и другие таланты. Не хуже именитых, но — так уж сложилось — менее раскрученные. И они уходят в небытие. Еще реже упоминают экскурсоводы о реставраторах. Их труд и при жизни не особо на слуху. А после смерти тем паче.

Полоцк. Софийский собор.

Не слышал кроме как в кругу специалистов, что фрески минского архикафедрального костела реставрировал Аркадий Шпунт, а в полоцкой Спасо–Преображенской церкви — Владимир Рокитский, Юрий Малиновский, часовню в Несвижском замке и живопись в минском Свято–Петро–Павловском соборе — Федор Сорока, остатки Новогрудского замка — Сергей Друщиц.

Перечисляю эти имена и надеюсь, что вы, читатели, их запомните. А отдельно хочется сказать о человеке, которого нет среди нас с 1992 года. Но радуют глаз его работы: отреставрированные полоцкие Софийский собор, Богоявленская церковь, Борисоглебский храм на Коложе в Гродно, усадьба Франтишка Богушевича в Кушлянах.

Места знаковые. И личность Валерия Слюнченко для своего времени яркая.

Приспособление Софийского собора под концертный зал стало удачной идеей — она работает по сей день. Здесь проводятся концерты органной музыки, ради которых вот уже более 30 лет и белорусы, и гости из–за рубежа едут именно сюда. В Полоцк, а не в рижский Домский собор. Потому что не нужна заграница, когда есть все дома. Но прежде Слюнченко с коллегами должны были создать проект, отстоять его в верхах, отработать на лесах, вернув, наконец, Софии ее барочный блеск.

Писатель Владимир Орлов, хорошо знавший Слюнченко, предполагает, что знаменитое сравнение Короткевичем полоцкого собора с белым кораблем над Двиной появилось не без влияния реставратора. И уж точно известно, что именно Короткевич вдохновил Слюнченко на то, чтобы тот продолжал творить. Классик настолько впечатлился работами молодого архитектора, что подбодрил его теплым и мудрым письмом, когда Валерий собирался бросить институт...

Валерий Слюнченко у спроектированных им дверей полоцкого Софийского собора. 1983 г.

Валерию Слюнченко еще в школе поставили диагноз — порок сердца. Пришлось пережить не одну операцию. Врачи помогли дожить до 47 лет...

Сейчас, я уверен, многие экскурсоводы в Полоцке и Гродно даже не подозревают, что, рассказывая о Софийском соборе или Борисоглебской церкви, повторяют слова Слюнченко, написанные об этих выдающихся памятниках зодчества в книжечках, разошедшихся более четверти века назад по Беларуси многотысячными тиражами. Сегодня брошюрки — библиографическая редкость. Но очень пригодились бы туристам. Пока что друзья Слюнченко — Владимир Орлов, архитектор–реставратор Вадим Глинник, вдова Валентина, а также упомянутые мною Ю.Малиновский, В.Рокитский и многие другие добрые люди — издали книгу памяти мастера «Ляцеў з аблокамi я побач». Тиражом всего 100 экземляров. Там можно найти и очерки Валерия, его ранее не публиковавшиеся фотографии. По снимкам не скажешь, что он болел. На всех кадрах — улыбчивый, полный энергии. Эта энергия теперь — в стенах восстановленных им шедевров.

Когда говорят, что в Беларуси мало хороших реставраторов, то надо помнить: таким мог быть Слюнченко, если бы был жив. Хочется верить, что люди посвящают свою жизнь старым стенам не зря, и те расскажут о своих благодетелях. Для этого нужна малость — мемориальная доска.

vk@sb.by

Советская Белоруссия № 219 (24849). Четверг, 12 ноября 2015
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter