Новый метод отбора арендаторов жилья — экономия времени или очередной произвол собственников?

Не забудьте, что вы в гостях

Из России в Беларусь может перекочевать новое поветрие — возврат моды проведения кастингов среди квартиросъемщиков, о котором на этой неделе рассказала Лента.ру. Причем это не повтор ситуации начала 2000-х, когда из-за дефицита предложений собственники могли выбирать арендатора. Сейчас хозяева квадратных метров экономят время — выбирают дату, на которую записывают максимальное число потенциальных клиентов, и изучают каждого из них. Стоит ли мириться с возможной дискриминацией съемщиков (по полу, наличию в семье детей или питомцев и тому подобное)? Или все же тщательный отбор в одном из самых закрытых для посторонней публики сегментов рынка недвижимости — вынужденная мера? Редакционные спорщики отстаивают противоположные точки зрения, а беспристрастный рефери определяет победителя.

Коллаж Жанны Апетенок.

Любой кошмар за ваши деньги

«Пресечение произвола в зародыше — это тот единственный принцип, который может сохранить свободы всех людей»

(Джон Адамс, второй президент США).

Взаимоотношения собственников жилья и арендаторов — крайне деликатная тема, многие аспекты которой, на мой взгляд, с правовой точки зрения у нас должным образом не урегулированы. Причем это касается всех стадий — от поиска жильцов и оформления договора аренды до контактов в процессе проживания и момента выселения. Казалось бы, схема должна быть предельно простой. Человек или семья хочет снять квартиру, а хозяин недвижимости хочет ее сдать. Стороны заключают соответствующий договор, прописывают условия, а дальше рутина — одни платят, другие получают деньги, и так до сдачи ключей. На самом же деле даже до подписания бумаг дело часто не доходит: как и в старые недобрые времена, в ходу лишь устные договоренности, и в процессе аренды хозяева квадратных метров могут веревки вить из квартирантов.

С приходом пандемии коронавируса рынок просел, цены снизились, арендаторов поубавилось — казалось бы, потенциальные квартиросъемщики могут чувствовать себя увереннее. Ан нет, все то же: фейсконтроль при личном знакомстве, унизительный отбор «подходите/не подходите»… Теперь еще и групповые кастинги? Ну‑ну. Между прочим, уважаемые собственники, люди готовы платить деньги, и порой немалые, чтобы воспользоваться вашими квадратными метрами. Хотите быть уверенными в сохранности вашей собственности? Так заключайте договоры, отражайте в них существующее состояние стен, пола, мебели и техники, но и реальности не теряйте — не требуйте, чтобы через три — пять лет все выглядело так же, а то и еще лучше. Ах, вам не нравятся семьи с маленькими детьми — будет шумно и обои разрисуют? Так пропишите в договоре, чтобы обои переклеили, не более того. Или вам кажется, что одинокий мужчина или женщина превратят квартирку в притон? Так ведь могут превратить, а могут и нет — внешний вид и платежеспособность не являются гарантией. Внесите в договор условие один раз, допустим, в три месяца наносить проверочный визит. И кастинги‑шмастинги, групповые или индивидуальные, — это чересчур. Есть жилье, есть цена, есть претендент, условия всех устраивают — по рукам! Нарушаешь? В суд! А как иначе?! Если практики, применяемые ныне на рынке аренды жилья, перенести на другие сферы жизни, то и в такси нельзя будет ездить: водителю может не понравиться физиономия пассажира — вот вам и отказ в перевозке.

Вот еще один пример жилищного произвола. В последние годы арендаторы все чаще сталкиваются с ситуацией, когда хозяева требуют залог примерно в размере за месяц проживания на квадратных метрах. А то еще и единовременную оплату за первый и последний месяцы. Если к этому добавить скрупулезный отбор тех, кого селить, то что же это получается? Квартиросдатчик — царь и бог, а квартиросъемщик — тварь дрожащая? Какие ж это, к черту, равноправные отношения?! Я очень надеюсь, Вика, что когда‑нибудь (пока коронавирус этому в помощь) предложение на рынке аренды жилья вырастет по сравнению со спросом настолько, что хозяева квадратных метров будут бегать за потенциальными арендаторами, предлагая низкие цены и наипривлекательнейшие условия проживания. Не такая уж это и фантастика, но — дожить бы! В любом случае арендатор не должен быть в роли просителя, унижаться перед тем, кому платит деньги за кров, — вот мой основной посыл.

А еще хотелось бы, чтобы арендаторы были защищены от произвола на законодательном уровне. В России, например, собственник не имеет права самостоятельно проникать в жилое помещение без согласия жильца. В противном случае может применяться даже уголовная ответственность. У нас же специальных норм, которые напрямую бы запрещали собственникам наносить визиты, нет, говорят юристы. Добавляя, что тонкости взаимоотношений арендатор и арендодатель должны обсуждать «на берегу», то есть до подписания договора. А это очень тихий диалог, и в случае чего, Вика, никакой суд его не услышит…

nesterov@sb.by

Мы выбираем, нас выбирают 

«Заработайте репутацию, и она будет работать на вас»

(Джон Рокфеллер, предприниматель).

Все ясно, Саша, только что я прочитала позицию человека, который наверняка снимал лет 15 квартиры. Натерпелся! Что ж, выслушай и мою историю арендодателя. Был у меня десятилетний опыт сдачи апартаментов внаем, и кое‑какие наблюдения имеются. С порога заявляю, что владелец лишних квадратных метров у нас слабо защищен от недобросовестных жильцов. Поэтому спасение утопающих сам знаешь, чьих рук дело. 

Лишенная всяких предрассудков, в первый раз беспечно сдала квартиру представителям другой культуры. Мало того что, будучи негражданами РБ, мои постояльцы смылись в один прекрасный момент, не оплатив внушительный счет за телефон. Дело, кстати, житейское и довольно распространенное. Искать их, представителей далекой восточной страны, для наших правоохранительных органов задача, как ты понимаешь, не первостепенная. Поэтому финансовые потери легли на мои плечи. Но больше всего меня удивило, мягко говоря, отношение квартирантов к личной гигиене. Мою искусную соломенную корзину для белья они рассматривали исключительно как ведро для использованной туалетной бумаги. А на моих чудесных сковородках жарили, похоже, сельдь. Семья проживающих была гораздо больше заявленной, об этом я сужу по количеству надувных матрасов. Посуду пришлось выкинуть, обои переклеить — экзотический запах въелся даже в стены. После таких квартиросъемщиков зареклась иметь дело с иностранцами. Повторяю, до этого казуса была настроена вроде тебя — долой предрассудки! Но нет. 

Во второй раз впустила в квартиру на законных основаниях гражданина РБ, строителя. Хороший парень, молчаливый и платежеспособный, но слишком часто попадал в передряги с милицией. По этой причине пришлось расторгнуть с ним договорные отношения раньше времени. Так я зареклась иметь квартирные дела с холостяками. «Лучше семья, с детками», — рассудила я. Если будет желание, приходи на чай, таких историй у меня до бесконечности. И все веселые. Кстати, если квартира ликвидная, с дорогим ремонтом, десять раз подумаешь, запускать ли в нее жильцов с собаками и котами. Для экономии времени резюмирую: в кастингах потенциальных квартиросъемщиков вижу одни только плюсы. В силу нашей толерантности мы к вопросам репутации относимся пока легкомысленно. А ведь если задуматься, в наш практичный век на ней — беспримесной — все и построено. Скажем, в доковидные времена мне приходилось много путешествовать, снимать квартиры с помощью электронной платформы в разных городах Европы. Каждый арендодатель после моего выселения оставлял свой отзыв обо мне и моей семье, так за годы накопилась приличная история хороших комментариев. Честно тебе скажу, за каждый из них я тряслась, старалась оставить после себя квартиру в таком же состоянии, в каком она была до моего заселения. В результате без всяких проблем выигрывала виртуальные аукционы квартиросъемщиков и не чувствовала себя ни капельки оскорбленной, если хозяева жилья задавали мне в мессенджерах дополнительные вопросы. Рынок есть рынок. 

Ну и последнее, Александр. Проконсультировалась со знакомыми риелторами, и, похоже, такая ситуация, как в Москве, с циничным кастингом квартиросъемщиков, нам пока не грозит. Во‑первых, жилья арендного на рынке достаточно, а с возведением очередного нового жилого комплекса с мирным названием станет еще больше. Из этого следует и второе: арендодатели у нас не слишком избалованы и все‑таки не лютуют свирепо, готовы закрывать глаза на разные мелкие неудобства.

viki@sb.by 

Брейк!

Вы знаете, друзья, в жизни мне приходилось быть по обе стороны, не побоюсь этого слова, квартирных баррикад. И это, доложу я вам, чаще бывало покруче, чем история Монтекки и Капулетти. Потому что налицо конфликт интересов. Единственный способ выйти из замкнутого круга, ударить по рукам и жить по заветам кота Леопольда (дружно!) — это, на мой взгляд, в первую очередь человечность. Понимание. Шаги навстречу. Однако для баланса и, так сказать, полного консенсуса необходимо четкое правовое регулирование. К счастью, нам удалось избавиться от тотального доминирования на рынке аренды жилья вездесущих агентств — вот где были квест, беда и надувательство! А уж теперь‑то, когда сами с усами, нам ли не договориться друг с другом без посредников? А если арендатор желает устроить кастинг, что ж ему может в этом помешать? Пусть скинет со средней цены долларов 20 — столько потенциальных клиентов тут же набежит, что устанешь выбирать! 

Отмечу здравый подход к проблеме обоих спорщиков. Думаю, если бы Александр снимал квартиру у Виктории, то они бы и чаек вместе попивали по вечерам, и нашли бы, в случае чего, разумный выход из любой конфликтной ситуации. Так и должно быть. Однако позиция Александра мне показалась чуть более обоснованной, ему и достается пальма первенства.

s_kanashyts@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter