Не вся кабачковая икра одинаковая

О проблемах продвижения отечественных товаров через различные каналы торговли рассказала начальник Управления организации потребительского рынка продовольственных товаров министерства торговли Любовь Язепчик

Отечественные консервы от импортных можно отличить  с первого взгляда в любом магазине. На фоне ярких заграничных баночек они выглядят блекло и не вызывают аппетита. Даже при искренней симпатии к белорусскому производителю, покупать их не всегда хочется. Непреодолимым препятствием на пути к потребительскому патриотизму становится зачастую мутноватое содержимое, малопривлекательная тара, неэстетичная этикетка. Но даже, если эти причины будут устранены, рассчитывать на высокий спрос на родные консервы пока преждевременно. О проблемах продвижения отечественных товаров через различные каналы торговли рассказала начальник Управления организации потребительского рынка продовольственных товаров министерства торговли Любовь ЯЗЕПЧИК (на снимке).

— Несмотря на все принятые Министерством торговли меры, ситуация с реализацией отечественной плодоовощной консервированной продукции по-прежнему остается достаточно напряженной. Белорусские производители не могут в полной мере обеспечить потребность внутреннего рынка в высококачественной продукции, отвечающей потребительскому спросу. Кроме того, руководители отдельных предприятий-производителей напрочь отказываются прислушиваться в этом вопросе к мнению работников торговли и самих покупателей. Вместо конструктивного диалога, пытаются использовать административный ресурс в организации сбыта продукции и таким образом переложить ответственность на других за собственные упущения. При этом отдельные руководители предприятий почему-то забывают, что спрос определяет предложение. Значит, в первую очередь следует изучать мнение самих покупателей, налаживать системную работу службы продаж, заниматься обновлением ассортимента, повышением качества производимой продукции. И, конечно, своевременно выполнять заявки организаций торговли, что тоже является для ритейла достаточно актуальным вопросом. 

— Сколько консервов было поставлено предприятиям торговли отечественными производителями? 

— За период с января по апрель нынешнего года в торговую сеть республики отгружено плодоовощных консервов общего назначения и для детского питания соответственно в 1,5 и 1,6 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года. В торговые точки столицы — 25,5 млн условных банок плодоовощных консервов общего назначения, что почти в три раза больше, чем за первые 4 месяца 2007 года. Обоюдно согласованные объемы поставки данных видов продукции на внутренний рынок выполнены на 149 % и 164 %. Все это говорит о том, что организации торговли с отечественными плодоовощными консервами работают достаточно активно, чтобы там не утверждали руководители отдельных консервных предприятий. 

Кроме того, нами были приняты дополнительные меры по улучшению торговли плодоовощной консервированной продукцией отечественного производства в крупных магазинах и гипермаркетах столицы и других городов. Эти товарные позиции включены в минимальный ассортиментный перечень, рекомендованный торговым объектам всех форм собственности. Это 25—40 наименований плодоовощных консервов, 10—15 наименований соков, 25—30 наименований плодоовощных консервов и соков для детского питания. 

— На какие консервы отечественного производства потребительский спрос остался неудовлетворенным? 

— На консервированную кукурузу, маслины, оливки, зеленый горошек из мозговых сортов, баклажаны, спаржевую фасоль, конфитюры, фрукты и ягоды в сиропе, овощные соки в современных видах упаковки, цветную капусту, шпинат, а также с использованием йогуртных и молочных продуктов. Эта и другая продукция в настоящее время предприятиями консервной промышленности республики или не производится вовсе, или в недостаточных объемах, а между тем она пользуется постоянным спросом у населения и имеет высокий уровень продаж. Также консервные предприятия республики практически не производят плодоовощную продукцию методом шоковой заморозки, хотя это очень перспективное направление. Потребительская ниша в этом сегменте огромная, она активно заполняется поставками из ближнего и дальнего зарубежья. 

В целом производство импортозамещающих консервов в 2007 году составило 176 миллионов условных банок (муб), или 91 % к заданию. Установленные объемы производства зеленого горошка выполнены на 85 %, огурцов консервированных — на 50 %, томатов консервированных и маринованных на 30 %, консервов с использованием грибов — на 66 %, с использованием фасоли — на 72 %, джемов, варений — на 15 %. Как видим, нашим отечественным предприятиям есть к чему стремиться. 

— Что может предложить отечественная консервная отрасль малышам и людям, имеющим проблемы со здоровьем? 

— В общем-то, немного. Ассортимент плодоовощных консервов для детского питания в нынешнем году значительно сократился. Если в 2007 году производителями республики предлагалось свыше 100 наименований консервированной продукции для детей, то в настоящее время тремя консервными заводами республики поставляется всего (!) 20 наименований. К примеру, пюре выпускается только 4 наименований. Большинство консервов для детей вырабатываются на морковной и яблочной основах. Отчасти это объясняется узким ассортиментом заготовленного сырья, но, согласитесь, что эта проблема должна заботить производителей, а не покупателей. 

Продукция для людей, имеющих проблемы со здоровьем, в республике тоже вырабатывается в незначительных объемах. А между тем потребительский спрос на плодоовощные консервы без сахара, с пониженным его содержанием, с использованием фруктозы постоянно растет. Это нашим производителям тоже необходимо учитывать при планировании своих продуктовых портфелей. 

— Кого из предприятий-изготовителей сегодня можно отнести к числу аутсайдеров по объемам реализации и в чем причины отставания? 

— Определенные проблемы есть со сбытом продукции у ЧУП «Пищевой комбинат Белкоопсоюза» (город Минск), ОАО «Туров» (Гомельская область), УДП «Поставский консервный завод» (Витебская область). 

Возьмем, к примеру, ОАО «Туров». Из 6,0 миллиона условных банок консервированного зеленого горошка, произведенных предприятием из урожая прошлого года, на 12 мая нынешнего года отгружено на внутренний рынок республики 4,04 муб. Консервы первого и высшего сорта ОАО «Туров» продаются неплохо, но при реализации продукции иных сортов магазины сталкиваются с серьезными проблемами. И это несмотря на то, что со всеми территориальными органами управлений торговли облисполкомов и ОАО «Белбакалея» столицы были оговорены объемы поставки консервов ОАО «Туров». На этот шаг министерство пошло, чтобы помочь предприятию в реализации зеленого горошка, сахарной кукурузы и некоторой другой консервированной плодоовощной продукции. По данным Гомельского областного предприятия пищевой промышленности, на складах ОАО «Туров» находится консервированный зеленый горошек только столового сорта и гарнирный овощной, который пользуется ограниченным спросом у хозяек. А навязать покупателю то, что ему не нравится, невозможно… Особенно, если товар к тому же еще и невысокого качества. В этом плане производителю достаточно один раз дискредитировать свою продукцию, чтобы ее перестали покупать, как это произошло в Минске с туровскими консервами. В результате исследования проб горошка зеленого консервированного (дата выработки ОАО «Туров» — 11.07.2007 г.), проведенного главным государственным санитарным врачом Заводского района Минска в ряде магазинов столицы, было установлено несоответствие требованиям нормативно-технической документации по органолептическим показателям. В консервах были выявлены единичные зерна кормового гороха и зерна с проростками от 5 до 15 мм. В результате реализация горошка этой партии в количестве 138,24 кг была запрещена. 

Кроме того, зачастую отдельные предприятия-изготовители не заинтересованы в согласовании с торговлей ассортимента выпускаемой продукции, мотивируя это невозможностью их производства по причинам отсутствия необходимого сырья. Это в конечном итоге приводит к тому, что во всех регионах республики производится аналогичная продукция, которая отличается лишь по ценовому фактору, отсутствует специализация. 

Например, в Брестской области икру из кабачков производят 4 предприятия: Горынский агрокомбинат, Ляховичский, Кобринский консервные заводы, комбинат кооперативной промышленности  Пружанского райпо. Естественно, торговые организации края предпочитают закупать такую икру у предприятий своего региона. Зачем тратиться на доставку продукции из других областей?! 

— Какие еще факторы оказывают негативное влияние на сбыт отечественных консервов? 

— По-прежнему торговля ощущает недостаток консервированной продукции в новых видах стеклянной тары небольшой емкости. Так, в 2007 году произведено 106,4 муб плодоовощных консервов в современных видах тары, или 93 % к заданию и 36 % от общих объемов производства. 

Есть нарекания по поставке небольших партий продукции, которую заказывают отдельные мелкие организации торговли, не имеющие собственного транспорта. Заявки выполняются в течение длительного времени или вообще остаются без внимания. А ведь на долю этих небольших магазинов тоже приходится часть товарооборота. 

Так, общество «Витебские продукты» направило заявку Быховскому консервно-овощесушильному заводу на поставку икры из кабачков 3 января, не получив товара, повторило заявку 11 февраля, а продукция поступила только 2 апреля нынешнего года. И подобные ситуации не исключение, что также негативно сказывается на объемах реализации продукции. 

Ну и, конечно, многим отечественным производителям следует пересмотреть ценовую политику… Например, отпускная цена банки свекольника емкостью 0,5 л производства Быховского консервно-овощесушильного завода составляет 1275 рублей, в то время как этот же свекольник Ляховичский консервный завод отпускает по 972 рубля, а КСУП «Брилево» — по 916 рублей за банку. По понятным причинам торговые организации предпочитают приобретать продукцию там, где она дешевле, а сбыт более дорогой продукции опять же становится проблемой производителя. 

— Но, к счастью, имеются и успешные предприятия… 

— К их числу я бы отнесла ОДО «Фирма АВС». Предприятие добивается расположения у покупателей за счет систематического обновления ассортимента, постоянного повышения качества, снижения себестоимости продукции и многого другого. За­служивает внимания и опыт работы ОАО «Ляховичский консервный завод», который добился повышения реализации продукции за счет более низких цен. Не нуждается в дополнительной рекламе продукция ЧУП «Молодечненский пищевой комбинат», которая пользуется устойчивым спросом у потребителей. ОАО «Малоритский консервно-овощесушильный комбинат» сумел найти свою нишу благодаря удачному сочетанию качества и цены на продукцию для детского питания. Достаточно удачно работают и многие другие отечественные производители. 

— Что можно пожелать отечественным консервным предприятиям, чтобы их продукция всегда пользовалась спросом? 

— Министерство торговли всегда готово к диалогу, но и самим предприятиям следует изменить подходы к выпуску и реализации продукции. Необходим механизм стимулирования продаж. В торговых залах нет плохих, недоступных мест (как часто приходится слышать), есть продукция неумело сделанная или представленная производителем! 

Не нужно уповать только на административный ресурс, тем более что его потенциал уже практически исчерпан. И если производители не научатся работать без его помощи, обижаться будет не на кого. 

------------------------------

Официально 

Производством плодоовощных консервов в стране занимаются 52 предприятия. Их мощности позволяют выпускать около 400 миллионов условных банок (муб) консервов в год (1 условная банка = 400г). 

В соответствии с Республиканской программой развития производства плодоовощных консервов на 2006—2010 годы будет реконструировано 21 предприятие, в том числе полностью переоснащено 9 базовых организаций. Ожидается, что к 2010 году объем выпуска плодоовощных консервов увеличится до 572,7 муб. Из них более 70% продукции будет выпускаться в современных видах тары. Советом Министров Республики Беларусь утвержден Комплекс мероприятий по развитию торговли плодоовощной консервированной продукцией отечественного производства на 2008 год. В частности, предусматривается расширение выпуска импортозамещающего ассортимента конкуренто­способной продукции, улучшение показа и выкладки отечественных консервов.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter