Не все золото, что блестит.

Всегда ли уровень зарплаты отражает реальный уровень жизни.

Недавно были опубликованы статистические данные, согласно которым Беларусь по темпам инфляции опередила чуть ли не весь мир. Безусловно, страна столкнулась с серьезными трудностями, и нынешнее соотношение наших доходов и цен нельзя назвать оптимальным. Но любое явление, как известно, познается в сравнении. И опыт многих государств показывает, что далеко не всегда уровень жизни зависит от толщины кошелька.

Мы привыкли ссылаться на благополучные страны Евросоюза. Мол, нам бы их зарплаты, вот тогда мы заживем, вот тогда, дескать, наступит общество всеобщего благоденствия. В качестве примера часто приводят страны Скандинавии, где средняя зарплата в пределах четырех тысяч долларов в месяц, а минимальная пенсия превышает тысячу долларов. Но если отбросить эмоции, то получается не все так однозначно. Важно учитывать, что так называемый скандинавский социализм — это хорошо отлаженная машина по изъятию и перераспределению денег. В Норвегии, например, шарик мороженого на улице стоит не меньше четырех долларов, билет на трамвай или в метро — пять долларов. Четверть цены любого товара составляет НДС — самый высокий в мире. А средняя ставка подоходного налога в развитых европейских странах — от 30 до 40 процентов, но есть и те, кто отдает в казну свыше 55 процентов своих доходов. Кроме того, не стоит забывать, что на пенсию там и мужчины и женщины уходят в 65—67 лет. Но и это еще не все. “Сравнивать зарплату в разных странах без учета других платежей бессмысленно, — считает декан экономического факультета БГУ профессор Михаил Ковалев. — У наших соседей, например, третья часть зарплаты уходит в фонды социального страхования (медицинское, пенсионное и прочие). Пятую часть своих доходов (минимум 200—300 долларов) они тратят на оплату жилищно-коммунальных услуг. У нас же даже за очень большую квартиру платят менее 100 долларов, а в целом население оплачивает менее 30 процентов стоимости жилищно-коммунальных услуг. Не идут ни в какое сравнение и затраты на обучение в вузе. Если в Беларуси они составляют в среднем около тысячи долларов, то во многих сопредельных государствах — минимум пять тысяч долларов”.
Даже с учетом максимального подорожания цен на знания итоговые суммы выходят более чем скромными в сравнении с нашими ближайшими соседями, не говоря уже о дальнем зарубежье. Например, в Киевском национальном университете стоимость обучения за один учебный год независимо от специальности на дневной форме обучения составляет 35 000 гривен, или 24,5 миллиона белорусских рублей. За удовольствие посидеть за партой в британском Оксфорде придется раскошелиться на сумму от 6300 до
28 250 фунтов стерлингов в зависимости от специальности.
Анализ цен на продовольственные товары в Минске, Вильнюсе и Варшаве также не в пользу наших соседей. В Беларуси за килограмм сахара нужно выложить 5 тысяч рублей, в Вильнюсе — 9 — 9,25 тысячи, или в 1,8 раза больше. Двухсотграммовая пачка сливочного масла стоит в Минске около пяти тысяч рублей, в Вильнюсе — 11,75 — 12 тысячи, или в 2,6 раза больше. Килограмм муки дороже примерно в три раза. Цены в Варшаве на перечисленные товары ближе к вильнюсским, чем к минским. Например, килограмм сыра там стоит от 38 до 53 тысяч, десяток яиц — 7,5 тысячи. Литр бензина дороже более чем в два раза. Одна поездка в вильнюсском автобусе обходится в 5 тысяч белорусских рублей, в Варшаве —
6 тысяч. Сравните с нашими 850 рублями.
Но, может, у наших партнеров по Таможенному союзу — России и Казахстана дела обстоят получше. Звоню родственникам в Астану. Мол, зарплату вам подняли, а как с ценами? “Растут с каждым днем”, — сетуют на том конце провода и приводят такую цифирь: литр самого дешевого молока больше доллара, килограмм колбасы — минимум 10 долларов, кило картошки почти доллар, десяток яиц — примерно 1,2 доллара. В России основные продукты питания тоже дороже. Как выяснилось в ходе опроса, проведенного порталом Joblist.ru, каждому четвертому россиянину не хватает зарплаты, чтобы обеспечить свою семью полноценным питанием, а прокормить семью из трех человек жители российских регионов смогут на 28,5 тысячи российских рублей, или примерно на 1000 долларов в месяц.
Конечно, нам всем хотелось бы, чтобы зарплаты, пенсии, стипендии были выше, а цены ниже. Но уровень доходов должен расти вместе с производительностью труда и снижением затрат в экономике. Исходя из этого должна выстраиваться экономическая стратегия любого правительства. Что же касается более “благополучных” европейцев, то жизнь там тоже не сахар. Иначе не было бы в Евросоюзе 20-процентной безработицы среди молодежи, не уезжали бы латвийцы и литовцы из своих стран в поисках заработка и не приезжали бы к нам соседи за медицинскими услугами.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter