Не все йогурты одинаково дорожают…

Кое-что подорожало, но кое-что и подешевело

Инфляция — самый «народный» макроэкономический показатель. Волнует всех, так как затрагивает не какие-то абстрагированные величины, а самое что ни на есть личное — кошелек. Однако анализ современных цен на продукты питания показывает: многие из них мало отличаются от прошлогодних.

Действительно, некоторые потребительские расходы за последние месяцы выросли, и весьма заметно. Поэтому на уровне психологического восприятия кажется, что вокруг дорожает практически все. Питаемся мы тоже по-разному: кто-то предпочитает на завтрак диетическую овсянку, а другому подавай яичницу с беконом и сыром пармезан… Если мясные деликатесы дорожают всего на пару-тройку процентов, то кошелек может прочувствовать это острее, чем повышение цен на овсяные хлопья даже в 1,5 раза. А если не пьешь, например, кофе, то и не заметишь изменения цены этого ароматного напитка.

Каждый из нас может провести небольшой эксперимент, изучая чеки на одни и те же продукты, купленные в одном магазине в разное время. Если сформировать собственную корзину, положив туда самое необходимое, то несложно подсчитать и личную инфляцию. В исследуемом нами наборе оказались: пакет молотого и банка растворимого кофе, упаковка чая, килограмм гречки и полкило макарон, 2-килограммовый цыпленок, упаковка филе сельди, литр сока, 4 йогурта, бутылка растительного масла, плитка молочного шоколада, по килограмму «Докторской» колбасы и «Российского» сыра, литр молока. Естественно, корзина получилась субъективно-условная. О вкусах не спорят, но с таким набором продуктов можно прожить около недели. В сентябре прошлого года согласно чеку за все эти продукты пришлось выложить 96 тыс. руб. Сегодня потребуется чуть больше — около 99 тыс., или на 3 % больше. Оказалось, что подорожание кофе, чая, сока и рыбы практически компенсировали «похудевшие» ценники на растительное масло, сыр, гречку и некоторые другие продукты.

В основной «группе риска» импортных товаров, которой предрекали неминуемый рост цен, ситуация оказалась не столь безнадежной, как кажется. Например, в мае ценник на манную крупу и рис остался таким же, как в сентябре, а гречка обошлась в 1600 руб., в то время как в сентябре стоила 2500 — «сминусовала» почти на 30 %. Макаронные изделия известной торговой марки тоже подешевели, но всего на пару процентов.

С растительным маслом несколько проще — после неурожаев прежних лет, которые повлекли взвинчивание цен на этот продукт, ситуация стабилизировалась. За последние полгода у некоторых производителей его стоимость упала в 1,5 раза. Что касается чая и кофе, то цены на них, действительно, выросли. Например, баночка популярного растворимого напитка с начала года подорожала более чем на четверть. Порадовало другое: рядом стоял кофе того же производителя, но более высокого качества, цена на который росла не так быстро, а поэтому по доступности он приблизился к своему соседу по полке.

Сравнение двух пачек молотого кофе разных торговых марок тоже показало неравнозначную динамику: одна из них с октября увеличилась в цене на 35 %, а другая сохранилась на уровне июля прошлого года. Что касается чая, то его стоимость в среднем повысилась на 20 %. Хотя не исключено, что отдельные поставщики ради сохранения объемов сбыта воздерживаются от удорожания. Но их товары в наше исследование явно не попали. И, наконец, о сладостях: шоколад российского производителя в мае стоил столько же, сколько и в сентябре, хотя к концу прошлого года даже немного подешевел.

По колбасным изделиям сравнивать цены несколько сложнее. Сегодня, например, одну «Докторскую» выпускают десятки производителей, а еще и «приставок» добавят типа «люкс», «новая», «особая»… Во всяком случае, стоимость этого продукта с начала года сохраняется на том же уровне. Не приходится особо страдать и любителям куриного мяса: цыпленок в сентябре — декабре «улетал» за 7700 руб. за кг, а в мае — за 7500. А вот поклонники даров моря, к сожалению, удар по кошельку почувствовали. Упаковка популярного филе сельди в мае стоит на 25 % больше, чем в сентябре 2008-го.

Фруктовые соки, как импортные, так и белорусские, на протяжении этого года тянулись вверх и по сравнению со второй половиной прошлого года подорожали примерно на 20—30 %. Интересные отношения на торговых полках складываются у представителей молочной отрасли. Известный российский производитель йогуртов немного снизил цену на свой продукт в начале года и продолжает сохранять ее на этом уровне. Крупное белорусское предприятие, напротив, цены повысило: по одному конкретному наименованию с сентября прошлого года к маю нынешнего динамика составила около 17 %. Родное молоко в тетрапаках почти не растет в цене, но 20—50 руб. себе периодически «позволяет». Что касается твердых сычужных сыров, то они все-таки несколько дешевеют: например, «Российский» еще в марте стоил почти 15 тыс. руб. за кг, а в мае — уже 12,3 тыс. На одной отметке «замерли» цены на ряд других продуктов, в частности, молочные глазированные сырки, творог, майонез белорусского производства…

Таким образом, исследование показало: далеко не все продукты подорожали, а некоторые даже немного потеряли в цене. Большей гибкостью обладают поставщики раскрученных торговых марок, которым важно не растерять доверие потребителей, а, может быть, и увеличить свою долю рынка за счет нерасторопных конкурентов. Отечественные производители, не слишком зависящие от импортного сырья, тоже стараются цены сдерживать, и это у них получается. За последние 2-3 месяца значительных подвижек по стоимости продуктов не произошло. Возможно, потребителю тоже стоит гибко подходить к пополнению запасов провианта: обратить внимание на торговые марки, более открытые для покупателя, сравнивать цены, делать выводы, в общем, активнее изучать потребительский рынок. В конце концов, рост цен по-разному отражается на кошельке каждого из нас. Инфляция — категория не только макроэкономическая, но и психологическая, эмоциональная.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter