На самом деле наше «от Рождества до Рождества» — календарный трюк

Не все врут календари

Несколько лет назад, когда я еще жила в Китае, российские друзья, бывало, спрашивали о зимних праздниках в Беларуси: сколько длятся, когда начинаются и заканчиваются (официально и фактически, мы же знаем, что это не всегда совпадает). Обычно я отвечала просто: гуляем от Рождества до Рождества. У россиян, которые, как известно, католическое Рождество официально не празднуют, это вызывало удивление. Тут, конечно, приходилось углубляться в историю с географией и демографией, разъяснять нюансы белорусской истории (с которой они чаще не знакомы) и состава населения. Так все становилось на свои места. Они нам, конечно, немного завидовали: столько праздников! Но лично я их «зимним каникулам» не завидовала нисколько: после слишком долгого безделья трудновато возвращаться в рабочий ритм. Как по мне, так трех (максимум четырех, да и это уже слишком) дней вполне достаточно, чтобы отдохнуть и с рабочего ритма не сбиться. Понимаю, что у этого моего заявления сторонников будет немного, но вот так я думаю (и нет, это не заявка на отмену всех остальных «длинных выходных» этого и последующих годов). Между прочим, экономисты подсчитали, что когда Рождество и Новый год выпадают на рабочий день, то деловая активность оказывается парализованной в течение почти двух недель (что нам хорошо знакомо, правда?).


На самом деле наше «от Рождества до Рождества» — календарный трюк. Православные все еще пользуются юлианским календарем (тем самым, который в 45 г. до н.э. был введен Юлием Цезарем), в то время как католики перешли на григорианский (введен Папой Римским Григорием XIII) в 1582 году. Папа свою реформу аргументировал необходимостью унификации календаря во всем христианском мире, который к тому времени вел активные торговые операции (это была первая волна глобализации). Православные восприняли это новшество иначе — Папа хочет диктовать всему миру, и новый календарь отвергли. В России на григорианский календарь перешли только после Октябрьской революции 1917 года: не только чтобы идти в ногу со всем миром, но и чтобы продемонстрировать отказ новой власти от Божьего промысла.

Так что календарь — всегда в той или иной степени политика. Вот вы знаете, почему новый год что в юлианском, что в григорианском календаре начинается 1 января? А потому, что так захотел Юлий Цезарь: именно с 1 января вступали в должность римские консулы. А почему в феврале так мало дней? Уже без малого два тысячелетия ходят слухи, что все дело в эго императора Августа: он хотел, чтобы в месяце, названном в честь его, дней было никак не меньше, чем в месяце, названном в честь (опять же!) Юлия Цезаря (который, кстати, был его приемным отцом). Но природа императору Августу не подчинялась, а вот календарь — вполне: от февраля отняли, августу прибавили. Так что изменения в календаре всегда в некотором роде революция. Неудивительно, что именно революции это и практиковали. Во Франции в 1793 году после победы революции (той самой, которую позже назвали Великой французской), пытаясь избавиться от влияния католической церкви, григорианский календарь заменили республиканским. Продержался, правда, он недолго: через 12 лет Франция вернулась к привычному григорианскому.

Попытку уйти от календаря как символа влияния Церкви предпринял в 1976 году шах Ирана, заменивший исламский религиозный календарь на светский «имперский». Прямо скажем, это оказалось плохой идеей: в стране тогда как раз росло и ширилось влияние аятолл, и действия шаха сочли антиисламскими. Оппозиция шаху и его политике после календарной реформы только усилилась, а в 1979 вылилась в Исламскую революцию, которая, свергнув шаха, вернула исламский календарь. Которым страна, между прочим, пользуется до сих пор. Так что ничего странного в том, что православные, опасаясь излишнего влияния католиков, на григорианский календарь так и не перешли, нет. На него, кстати, кроме Ирана, до сих пор (!) официально не перешли Афганистан, Саудовская Аравия и некоторые другие страны. Хотя для удобства в международном общении используют. Точно так же, как его используют в Индии, Бангладеш, Израиле и Мьянме — наряду с другими системами летоисчисления, здесь принятыми. Модифицированные «под себя» версии григорианского календаря прижились в Шри–Ланке, Камбодже, Таиланде, Японии и Северной Корее.

Григорианский календарь несовершенен, и попытки провести календарную реформу предпринимаются и в наше время. Последняя и, как говорят специалисты, самая работоспособная попытка была предпринята в 2012 году бывшим американским астрофизиком Ричардом Генри и экономистом Стивом Ханке (календарь Ханке — Генри). В их календаре 364 дня с одинаковыми по продолжительности кварталами при сохранении привычной семидневной недели (для евреев, например, важно сохранить шабат в субботу). Большинство праздников приходятся на выходные. Между прочим, британские экономисты подсчитали: если бы все праздничные дни приходились на субботу–воскресенье, это добавило бы целый процент островному ВВП. Во как! А вы говорите — длинные выходные, длинные выходные...

sbchina@mail.ru

Советская Белоруссия № 2 (24884). Среда, 6 января 2016
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter