Не все то золото... Как не стать жертвой мошенников и проверить на подлинность ювелирное изделие?

К минчанке Анне Колесник подошла на улице женщина, показала симпатичное на вид золотое колечко и предложила его купить. Дескать, досталось оно ей по наследству от бабушки. Продавать не хотела, но муж лежит в больнице, срочно нужны деньги. Сторговались. Анна колечко какое-то время носила, а когда ей понадобились деньги на покупку компьютера, отнесла его в комиссионный магазин. Каково же было удивление женщины, когда выяснилось, что кольцо-то не золотое. Увы, как констатируют в правоохранительных органах, такие случаи не единичны.

К минчанке Анне Колесник подошла на улице женщина, показала симпатичное на вид золотое колечко и предложила его купить. Дескать, досталось оно ей по наследству от бабушки. Продавать не хотела, но муж лежит в больнице, срочно нужны деньги. Сторговались. Анна колечко какое-то время носила, а когда ей понадобились деньги на покупку компьютера, отнесла его в комиссионный магазин. Каково же было удивление женщины, когда выяснилось, что кольцо-то не золотое. Увы, как констатируют в правоохранительных органах, такие случаи не единичны, а всего то надо покупать украшения в официальных ювелирных салонах Gold.

Что “алхимикам” не по зубам?

С тех самых пор как золото стали считать драгоценным металлом, существуют различные способы его подделки и имитации. Чаще всего в роли золота или платины выступает определенный сплав, внешне неотличимый от драгметалла. Как правило, такие подделки мошенники предлагают на улице, рынке, курортах и т.д. Часто после визита в Турцию, Египет или Индию люди возвращаются, с головы до ног увешанные “золотыми” украшениями. Каково же бывает их разочарование, когда оказывается, что купленное по выгодной цене тамошнее золото оказывается дешевым сплавом.
Отличить в обычных условиях настоящее ювелирное изделие от подделки непросто. Но есть один элемент, который многим “алхимикам” не по зубам, — это проба, то есть отпечаток специального штампа, именуемого государственным пробирным клеймом. Оно изготавливается на специальном высокотехнологичном оборудовании. Поэтому среди подделок не встретишь изделий с оттиском государственного пробирного клейма.
— На защите прав потребителей ювелирных изделий стоят инспекции пробирного надзора, или пробирные палаты, имеющиеся во многих странах Европы, — говорит начальник государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов Беларуси Казимир Высоцкий. — Довольно часто из Турции, Индии и некоторых других стран ввозится некачественная ювелирная продукция. И не только физическими лицами. Случается, что и коммерческие структуры, госпредприятия, занимающиеся оптовой торговлей, закупают ювелирные изделия, которые не соответствуют заявленным пробам. То есть процент содержания драгметалла в сплаве меньше, чем указано. А бывает и так, что на одном конце золотой цепочки проба 585, а на другом — 520. Наша инспекция такую продукцию не пропускает на внутренний рынок Беларуси, ее без клеймения возвращаем поставщику.

Кто гарантирует качество?

Контрабандные ювелирные изделия могут оказаться и нормальными по составу в них драгметаллов, но примитивного дизайна, изготовленные не заводским, а кустарным способом. А поскольку не соблюдается технология, то сломанное украшение, особенно некоторые виды цепей и браслетов, ремонту не подлежат. Деньги пропали.
Впрочем, и в той же Турции есть известные фирмы, выпускающие качественные ювелирные изделия, но и стоят они соответственно. Хорошее украшение дешевым быть не может. По словам Казимира Высоцкого, можно доверять российским и отечественным производителям.
Больше проблем возникает с ювелирными мастерскими, коих в Беларуси около семи десятков. Едва ли не каждый месяц работники инспекции пробирного надзора выявляют изделия, не соответствующие заявленной пробе.
— Всем ювелирным мастерским установлены определенные дни, когда они обязаны собрать готовые изделия и отправить к нам на контроль, — говорит Казимир Высоцкий. — Если изделия соответствуют заявленной пробе, то на них наносятся государственные клейма. Но только в том случае, если работа выполнена официально. “Левак”, конечно, проходит мимо нас.

Разрушающий метод

В одном из областных центров страны не так давно было возбуждено уголовное дело против ювелира, занимавшегося в мастерской подпольным бизнесом.
— К сожалению, находятся еще ювелиры, выполняющие неучтенные заказы. В таком случае заказчик получает изделие без клейма, а значит, вполне возможно, что и некачественное, — объясняет Казимир Высоцкий. — Нам сотрудники правоохранительных органов нередко приносят на экспертизу ювелирные изделия без клейма Республики Беларусь, на которых стоит проба от 400 до 500. Человек ведь не знает, какие официально допустимы потери металла при изготовлении, скажем, кольца, сережек или печатки. А недобросовестный ювелир наверняка завысит потери, чтобы иметь золотой навар. Если же оформить заказ-наряд, то там в обязательном порядке будет указано, сколько лома заказчик сдал, процент потерь, вес готового изделия, стоимость работы. Если человек сдал лома больше, ему вернут довеску.

— Можно ли как-то потребителю самому определить, купил он действительно золотое изделие или нет?
— В домашних условиях это сделать сложно — нужен определенный химический реактив. Но если проба ниже заявленной на 10—15 пунктов, то даже он не поможет, надо проводить химический анализ разрушающим методом, который можно сделать только в лаборатории. Если человек сомневается в подлинности своей покупки, он может обратиться в нашу инспекцию, мы с физическими лицами тоже работаем. Расценки за услуги вполне приемлемые. После экспертизы на изделие ставим государственное клеймо, с ним украшение уже можно продать через комиссионный магазин.

— А если окажется, что ювелирное украшение некачественное?

— Тогда клеймо ставить не будем. Но бывает так, что в изделии процентное содержание золота значительно ниже, чем указано на этикетке, например, не 585, а 550. В этом случае с согласия сдатчика можем поставить государственное пробирное клеймо низшей установленной пробы — это 500. А не захочет человек такое клеймо, пусть носит изделие без него, но сдать его в комиссионный магазин не сможет. Другой вариант — отнести украшение в ювелирную мастерскую, сдать его как лом, чтобы из него сделали нормальное изделие, а мы потом поставим на него государственное пробирное клеймо.
— А если для изготовления не хватит золота...
— Это не проблема. В мастерской примут старые золотые украшения, зубопротезный лом либо мерный слиток, который можно купить в банке.

Нелегалы от металла

В народе всегда считалось, что тот, кто работает с золотом, является состоятельным человеком. Еще Петр I как-то обронил: “Торговля золотом — дело исконно воровское, потому жалованье положить им мизерное да вешать по одному в год, дабы другим неповадно было”. Времена нынче другие, но теневой рынок золота по-прежнему существует.
— В июне нынешнего года в Гомеле был пресечен нелегальный канал сбыта золотых изделий, — говорит старший оперуполномоченный по особо важным делам ГУБЭП МВД Беларуси Ольга Загоровская. — У гражданки, которая реализовывала ювелирные изделия без пробирных клейм Республики Беларусь, их было изъято около 1,5 тысячи единиц общим весом примерно пять килограммов. За 7 месяцев нынешнего года в Беларуси выявлено 210 подобных преступлений, в то время как за аналогичный период прошлого года их было 178. За этот период изъято свыше 13 килограммов золота и более трех килограммов серебра. Все конфискованные драгметаллы сданы в Гохран республики. Хочу напомнить — сделки с драгоценными металлами и камнями между физическими лицами запрещены. Даже свое обручальное кольцо человек не имеет права продать кому-либо, ювелирные изделия он может только отнести в ломбард, комиссионный магазин или сдать как лом в скупку.
Председатель Постоянной комиссии Палаты представителей по денежно-кредитной политике и банковской деятельности Евгений Артюшенко считает, что ювелирные изделия — особый вид товара, он имеет особенности оборота, поэтому государство и пытается его контролировать. Реализация ювелирных изделий через официальные структуры гарантирует защиту прав потребителей. В свете либерализации экономики вопрос об изменении условий совершения сделок с драгметаллами между физлицами можно поднимать, только его надо хорошо изучить и в первую очередь решить проблемы безопасности при проведении таких операций.
“Люди все равно продают друг другу ювелирные украшения. А насколько этот запрет эффективен и оправдан?..” — задается вопросом Евгений Артюшенко.

Кстати
Цены на золото продолжают расти. В конце сентября в ходе торговой сессии на Нью-Йоркской товарной бирже этот драгметалл преодолевал отметку в 1301,30 доллара за тройскую унцию (31,1 грамма). А с начала года он подорожал более чем на 14 процентов.
Никогда в истории золото не стоило так дорого. Его подорожание в последние годы вызвано нарастанием нестабильности в мировой финансовой системе, экономическим кризисом, а с начала текущего года главным “двигателем” роста цен на этот металл стал долговой кризис в Европе.
Эксперты обращают внимание, что на этот раз вместе с золотом дорожают также серебро и платина. По подсчетам специалистов, к концу года золото способно достичь уровня 1450 долларов за унцию, серебро может добраться до 21,5 доллара за унцию. Платина вряд ли в ближайшие три месяца способна достигнуть своих максимальных значений (2150 долларов за унцию), хотя уровень в 2000 долларов за унцию вполне достижим.
Выросли цены на драгметаллы и в Беларуси. Если на 1 января текущего года 1 грамм мерного золотого слитка стоил 128660 рублей (цена продажи юридическим и физическим лицам), то на 1 октября — уже 153510 рублей. Подорожали серебряные и платиновые слитки. Если в начале года 10 граммов серебра стоили 34310, 1 грамм платины — 182980 рублей, то спустя девять месяцев — 48160 и 210700 рублей соответственно.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter