Не все то золото...

Любое золотое или серебряное изделие, перед тем как попасть на витрину магазина, проходит тест на высокородность происхождения.
Помните искусника Левшу, который блоху подковал? Скажете, такое только в сказках бывает? А вот я нечто подобное своими глазами видела в лаборатории Государственной инспекции пробирного надзора Министерства финансов. Здешние мастера своего дела сказочному Левше в умении не уступят. Заклеймить тонюсенькое колечко или миниатюрную сережку, как я убедилась, даже при помощи спецоборудования не менее сложно, чем управиться с вредным насекомым. А ведь за день пробиреры (так называют искусных мастеров) проделывают эту хитрую процедуру сотни раз - быстро, четко, профессионально. Сноровка!

Али-Бабе и не снилось

Любое золотое или серебряное изделие, перед тем как попасть на витрину магазина, проходит тест на высокородность происхождения. Другими словами, необходимо подтвердить заявленное производителем соотношение драгоценного металла и сопутствующих примесей. Доставленные спецсвязью с предприятий браслеты, цепочки, колечки сначала взвешиваются на сверхточных весах, затем с помощью особых пробирных игл определяется проба металла, из которого они сделаны, и уж потом ставится государственное пробирное клеймо.

Оказавшись в хранилище готовых и пока еще не клейменых изделий, испытываю благоговейный трепет: таких золотых и серебряных россыпей мне не доводилось видеть. Ни дать ни взять - пещера Али-Бабы. Даже сами сотрудники инспекции могут проникнуть сюда только в сопровождении уполномоченного лица. "Для нас это обычные рабочие будни, - говорит ведущий пробирер Оксана Хорошун. - Я бы сказала, адский труд. После часа напряженного созерцания в лупу глазам надо отдыхать по меньшей мере 15 минут. Иначе ослепнешь. Попробуйте-ка поставить клеймо хотя бы на пробник. Только учтите: вы должны попасть вот в эти несколько миллиметров". Усиленно всматриваюсь через увеличительное стекло в точку на металлической пластине и уже через десять секунд понимаю: нечего и пытаться. Оксана между тем выбирает перстенек потоньше и со снайперской точностью опускает крошечный наконечник клейма ровнехонько на середину его внутренней поверхности, справа от фирменной символики (именника) производителя. Микроскопическое изображение зубра - знака, удостоверяющего подлинность клейма, - и номер пробы переносятся на изящную вещицу. Обычно оттиск производится механическим способом, но, чтобы заклеймить хрупкое, легковесное изделие, пробиреры прибегают к помощи лазерной установки. Несмотря на то, что их услуги относительно дешевы, прибыли процедура опробования и клеймения приносит государству миллиардные - за счет повышенного спроса.

Государственное тестирование - важный этап в судьбе и бриллиантовой диадемы, и скромных серебряных сережек. Если драгоценности не прошли через руки пробиреров, они автоматически зачисляются в разряд "сокровищ-нелегалов". Сдать в случае необходимости в комиссионку неклейменые экземпляры их владелец не вправе, только - в скупку или в ломбард, а следовательно, и настоящую цену за них не получишь. ПО "Кристалл" - основной клиент коллег Левши. Только вот масштаб работ далеко не сказочный. За 9 месяцев нынешнего года объединение экспедировало в инспекцию более 100 килограммов золотой продукции - это почти половина всех аналогичных заказов.

Паспорт для алмаза

Напомним: деятельность, связанная с драгоценными металлами и камнями, подлежит лицензированию, поэтому поделки подпольных умельцев на опробование и клеймение не принимаются. Заказы от частных лиц (скажем, на подтверждение пробы или оценку) пробиреры принимают только в том случае, если на изделии уже есть государственное клеймо Госпробнадзора или зарубежного завода-производителя. "Чтобы не попасть впросак, - советует начальник Государственной инспекции пробирного надзора Казимир Высоцкий, - с представителями теневого рынка драгкамней и металлов лучше дела не иметь. В современной торговой сети можно найти ювелирное украшение на любой вкус. А наиболее требовательным рекомендую воспользоваться предложением ювелирных мастерских, которые легально работают по индивидуальным заказам".

Настоящий ценитель изящества и блеска непременно отдаст предпочтение не простому золотому кольцу, а перстню с изумрудом или диамантом. К магазинному изделию прилагается бирка, на которой значится наименование камня. А если хочется выяснить, рубин или сапфир украшает бабушкино кольцо, доставшееся вам по наследству? Без специалиста тут не обойтись. До недавнего времени в Госпробнадзоре "диагностировали" только бриллианты. Вскоре появится эксперт, который будет выдавать исчерпывающие характеристики и на цветные драгоценные камни. По опыту Казимира Высоцкого, в домашних коллекциях ювелирных украшений белорусов преобладают алмазы, рубины, сапфиры и изумруды. Однако надо иметь в виду: на тестирование принимаются только камни в изделиях. В противном случае законно приобретенными считаются лишь те драгоценные дары природы, на которые имеются соответствующие сертификаты. "Беспаспортный", другими словами, нигде не учтенный, сапфир или рубин вызывает, как вы сами понимаете, определенные подозрения.

"Левые" россыпи

С давних пор золото - величайшее из искушений, способных толкнуть падких к соблазну на что угодно. Истории многих всемирно известных украшений, ставших легендами, таят в себе немало загадок, в том числе связанных с неблаговидными поступками. И все-таки большинство современных криминальных инцидентов, классифицируемых Уголовным кодексом как "незаконный оборот драгоценных металлов и камней", разгадывается. Причем не без помощи специалистов Госпробнадзора. Ведь в функции пробиреров входят еще и систематические ревизии предприятий, специализирующихся на золотом бизнесе либо на смежных с ним видах деятельности.

Помнится, было время, когда залежи золота, серебра и платины можно было встретить прямо... на городских свалках. Более предприимчивые "ответственные" товарищи сбывали устаревшее оборудование, содержащее изрядное количество драгметаллов, по остаточной стоимости "налево". Доход от таких сделок в десятки, если не в сотни раз, превышал "расход". Примерно с середины 90-х процедура списания отслуживших срок агрегатов, напичканных золотом или серебром, была взята под строгий контроль. Увы, око контролеров хоть и зорко, но не вездесуще. А потому случаи утечки государственного добра на сторону нечасто, но встречаются. Так, в результате недавних проверок обнаружена недостача 248 граммов золота, 800 граммов серебра и 500 граммов платины и металлов платиновой группы. Прибавьте к этому так называемые сверхнормативные потери - 2,8 килограмма золота, 10,6 килограмма серебра и 0,3 килограмма платины и металлов платиновой группы. Ущерб исчисляется миллионами. Бывает, выясняется, что на иных предприятиях наличие в оборудовании драгметаллов изначально никак не учитывается, а следовательно, и списание проводится без акта их изъятия. В этом году ревизоры извлекли "из небытия" 4,1 килограмма золота, 185 килограммов серебра и 3,2 килограмма платины и платиновых металлов на сумму 238 миллионов (!) рублей. Намеренно эти килограммы пропускались мимо бухгалтерии или нет, выясняют компетентные органы. Да и не столь важно, что в основе приведенной статистики - злой умысел или преступная халатность. Главное - виновные так или иначе обязаны покрыть недоимку, а если таковые не сыщутся, груз долга перед государством ляжет на плечи предприятий.

Кто хоть на секундочку не замедлял шаг, заслышав речитатив уличных торговок: "Берите золото, высшей пробы, по дешевке"? Конечно же, государственное клеймо на этом "чудо-товаре" вы ни с какой лупой не разглядите. А потому покупаться на подобные предложения безрассудно во всех отношениях. Во-первых, потому, что "высшая проба" пахнет откровенной липой, во-вторых - рискуете быть привлеченным к уголовной ответственности "за участие в незаконной сделке с драгоценными металлами и камнями" (наказание - от штрафа до 12 лет лишения свободы с конфискацией имущества). По данным управления по борьбе с экономическими преступлениями МВД, из 500 зарегистрированных за 9 месяцев 2004 года происшествий, связанных с теневым оборотом драгоценных металлов и камней, 95 процентов - "на совести" нелегальных торговцев и таких же покупателей. В качестве профилактической меры "за приставание к гражданам" с недавних пор "золотые и серебряные" коробейники несут административную ответственность. Это же касается и подпольных скупщиков.

Если уж решились раскошелиться на дорогое украшение, пусть оно будет отмечено знаком известной фирмы и государственным клеймом, подтверждающим его подлинность. Такую вещь, в отличие от самодельного "кота в мешке", не стыдно и по наследству передать как фамильную реликвию.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter