Не все дешево, что блестит

Человеку старшего и даже среднего поколения психологически нелегко примириться с мыслью, что компьютеры, телевизоры, стиральные машины и много чего еще все чаще становятся, так сказать, одноразовыми. У многих еще сохранились холодильники «Днепр» или «ЗиЛ», швейные машины, которые служили многие десятилетия. И даже шариковые ручки, считавшиеся поначалу особым шиком, наши умельцы смогли сделать многоразовыми. Сейчас ситуация другая. Производитель, стремясь снизить себестоимость изделия, использует максимально дешевые комплектующие и материалы. Конструкция также максимально упрощается. А вот стоимость обслуживания и ремонта растет. В той же шариковой ручке заменить стержень сегодня порой дороже, чем купить новую. Вот и получается, что зачастую проще и дешевле выбросить еще относительно свежую, но вышедшую из строя по каким–то незначительным причинам вещь, чем ее ремонтировать. В итоге и себе убыток, и обществу. Ведь в утиль идут комплектующие и материалы, которые еще могли бы прослужить не один год. Растут горы ядовитых отходов, на сотни лет отравляя землю, воду и воздух. С другой стороны, приходится покупать новую столь же недолговечную вещь, затрачивая деньги, которые можно было бы потратить на книги, путешествия, воспитание ребенка. Вот такой складывается порочный круг.

Все это в полной мере относится к автомобилю. Некогда «Волги» и «Москвичи» передавались из поколения в поколение. Сегодня ситуация иная. Многие меняют машину каждые 3 — 5 лет. Покупая новый автомобиль в салоне, мы не думаем о его долговечности, находимся под обаянием прекрасных сверкающих форм, скорости, которую он может развить, комфортабельности салона и даже запаха. Ну и, конечно, привлекательной цены. О том, что это действительно так, свидетельствует статистика. По продажам новых машин в Беларуси безусловное лидерство держат топовые модели бюджетных иномарок стоимостью 7 — 10 тысяч долларов. На первый взгляд, все честно. Собранные в России по импортным лекалам и технологиям, эти машины по свойствам действительно во многом опередили конкурентов. К тому же дилеры постоянно проводят всевозможные акции со скидками. Публика, как говорится, в восторге. Но он быстро сходит на нет, когда восхищенный покупатель сталкивается с первой же технической проблемой. Ее устранение порой обходится настолько дорого, что невольно задумаешься: может, имело смысл купить вместо новомодной иномарки машину пусть в годах, но проверенного надежного бренда, которую можно отремонтировать более–менее дешево? С другой стороны, непонятно, почему деталь, изготовленная в Москве или Санкт–Петербурге, идет к нам неделями, а цена такая, будто из Мадрида или Лондона.

На такие мысли навел печальный опыт одного из авторов этих строк. В отнюдь не прекрасный день прямо во дворе сосед на внедорожнике наехал на новенькую малолитражку его жены (марку не называем специально, чтобы не быть обвиненными в антирекламе). Передняя дверь, зеркало заднего вида, ручка двери — всмятку. Благо машина застрахована, сосед свою вину безоговорочно признал. И пострадавший автомобиль доставили на фирменную СТО для ремонта.

Вот тут и проявилась оборотная сторона медали под названием «бюджетный автомобиль». Новые детали и некоторые работы оказались отнюдь не дешевыми. В подтверждение приведем лишь несколько позиций из обстоятельного, на три страницы, заказ–наряда. Дверь передняя, с учетом НДС — 1.090 рублей. Ручка двери наружная — 160. Зеркало заднего вида — 545 рублей. Соответственно стоит и работа. Подготовка двери к покраске — 199 рублей. Сама покраска — 246,47 рубля. Плюс множество других позиций. Итоговая сумма неприятно поразила. Небольшое в общем–то ДТП обошлось в 4.245, без нескольких копеек, рублей. Почти четверть изначальной стоимости машины!

Фото Рейтер

Не слишком ли дорого? А во сколько обходится ремонт машин других марок? Мы принялись обзванивать СТО других дилеров, чтобы выяснить стоимость аналогичных деталей. В офисе известной корейской фирмы за дверь запросили 920 рублей, за зеркало — 350, ручку — 90 рублей. Еще выше оказались суммы у известного китайского бренда: соответственно 1.200 и 400 рублей. А цены на оригинальные запчасти еще одного бренда мы нашли в прайс–листе на сайте дилера. В зависимости от модели дверь стоит 544 — 603 рубля, зеркало заднего вида — 151 рубль. Как видим, если автомобиль относительно недорогой, то совсем не обязательно оригинальные запчасти к нему будут в таком же ценовом диапазоне. По этому поводу с ностальгией вспоминаются советские времена. К примеру, ВАЗ–2104 стоил около 8 тысяч советских рублей. А заднее крыло к нему — 25 рублей. Дверь, если память не изменяет, 40 — 45. При таких ценах ремонт, аналогичный нашему, не был разорителен. Конечно, запчасти были тогда в дефиците, но это уже другой вопрос.

Правда, и сегодня есть несколько способов удешевить ремонт иномарок. Первый — купить запчасти не у официального дилера, а у обычной фирмы, торгующей запчастями. Дверь нам предложили оригинальную за 900 рублей, а тайваньскую — в полтора раза дешевле. Зеркало заднего вида, соответственно, за 200 и 120 рублей. Дешевле, чем у «официала», и ручка двери. Ну а на разборке цены еще меньше. За дверь с небольшим дефектом запросили 200 рублей.

Так что решать владельцу авто, где покупать запчасти. Но если случай, как у нас, страховой, то экономить зачастую нет смысла. Страховая компания покроет зафиксированные в документах затраты в пределах страховой суммы за вычетом износа автомобиля. В нашем случае потери составили около 200 рублей. Но если хочется, чтобы машина после «травмы» была как новая, с этим приходится мириться. Что, впрочем, не отменяет вопрос, почему услуги официального дилера так дороги.

Поинтересуемся мнением на этот счет у председателя правления Белорусской автомобильной ассоциации Сергея Михневича:

— Действительно, если собрать автомобиль из запчастей, купленных в розничной продаже, то он окажется в 4 раза дороже, чем новый у дилера. Почему оригинальные запчасти так дороги? Мировая практика требует, чтобы была организована доставка оригинальных запчастей в любую точку планеты не более чем за 2 — 3 недели. Эта логистика стоит очень больших денег. Приходится иметь в разных местах склады запчастей в расчете на то, что их должно хватить на обеспечение потребителей даже через 10 — 15 лет после снятия модели с производства. Прибавьте к этому маржу, которую производитель закладывает в поставки запчастей и сервисное обслуживание. Ведь продажи новых автомобилей бюджетной ценовой категории у многих дилеров бесприбыльны. Прибыль дают лишь сервис и продажа запчастей.

фото Виталия Пивоварчика

— Однако та же покраска в ряде минских фирм обходится дешевле, чем у «официалов»...

— В стоимости работ официального дилера 40 — 50 процентов — налоги, которые он уплачивает. На остальное нужно купить дорогостоящее оборудование, материалы, чтобы ремонт соответствовал высоким стандартам качества. А ведь нужно еще и прибыль получить для развития.

— Может, лучше использовать детали с разборок?

— Только в том случае, если речь не идет о системах безопасности автомобиля. К тому же нужно учитывать коррозионный износ бывших в эксплуатации кузовных деталей. Но если автомобиль в возрасте, то использование бывших в употреблении дверей, крыльев вполне разумно.

Станислав НЕДЕНЬ, Владимир БИБИКОВ.

bibikov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter