Когда комбайн косит и молотит, кто и что контролирует топливную составляющую жатвы?

Не все баки полны

Когда комбайн  косит и молотит, кто и что контролирует топливную составляющую жатвы?


Фото Александра Ружечка

Страда на завершающей стадии. Работа на поле начинается с рассветом и не прекращается до заката. Недостатка в рабочих руках нет — где нужно, на помощь пришли военнослужащие, спасатели, просто волонтеры. С топливом тоже без проблем — сейчас в большинстве хозяйств запас горючего на пять дней. Сколько его уходит на уборку, от чего зависит расход, можно ли сэкономить, какие способы закупки — все это корреспонденты «СГ» выясняли в регионах. 

В жатве задействовано около десяти тысяч единиц зерноуборочной техники. Поступает новая. Недавно три хозяйства страны — ОАО «Птицефабрика «Дружба» Барановичского района, ОАО «Беловежский» Каменецкого района, КУП «Минская областная птицефабрика» — получили комбайны «Гомсельмаша» КЗС -1624-1. Ведущий инженер-конструктор ОАО «Научно-технический центр комбайностроения» Алексей Малофей, который как раз испытывает машину на полях Минской областной птицефабрики, рассказал: 

— Удельный расход топлива на тонну — 3,3—3,6 литра при урожайности 50—60 центнеров пшеницы и ячменя. Причем производительность его — 24 тонны в час, у предшественника КЗС-1216 — 18 тонн в час. Новый комбайн выгодно использовать, где высокий фон урожайности, по 55—60 центнеров с гектара. 


Фото БелТА

Ежедневно во время нынешней уборки хлебов на все виды техники в Гродненской области уходит более 700 тонн дизельного топлива. По предварительным расчетам, на всю хлебоуборочную кампанию понадобится его примерно 20 тысяч тонн. 

По словам начальника управления механизации Комитета по сельскому хозяйству и продовольствию Гродненского облисполкома Сергея Кудлаша, для приобретения горюче-смазочных материалов сельхозорганизации используют несколько источников финансирования. Это льготные кредиты депозита Министерства финансов, закупки по постановлению Совмина и товарный кредит концерна «Белнефтехим». Правда, этих средств недостаточно. Поэтому хозяйства изыскивают и собственные деньги. Есть в регионе несколько экономически сильных сельхозпредприятий, такие, например, как СПК «Свислочь» и «Обухово» Гродненского района, которые для приобретения ГСМ не пользуются кредитами. 

— По расчетам прошлого года самыми экономичными зерноуборочными машинами признаны «Мега» и «Джон Дир-9640». У них самый меньший расход топлива на тонну собранного зерна и гектар убранных площадей, — пояснил Сергей Васильевич. 

Собеседник признал, что с заправкой ГСМ сегодня есть определенные трудности в некоторых сельхозпредприятиях. Однако техника из-за этого нигде не простаивает. Пусть и работают, как говорится, с колес. 

А вот в СПК «Свислочь» хватит горючего не только на уборочную, но и осеннюю посевную, уверяет главный инженер сельхозкооператива Василий Шелег. Запас приличный, на закупку идут собственные деньги от продажи в основном молока. Кстати, уборку зерновых в хозяйстве заканчивают. Первоначально работали шесть комбайнов, которые ежедневно заправляли почти двумя тоннами дизтоплива. Аппетит машин в среднем такой: «Мега-208» — 250—260 литров, «Лексион-580» — 550, «Полесье-1218» — 350—400 литров. Учет расхода здесь ведется строго по моточасам — их среднему значению. За экономию механизаторы премию не получают, а вот перерасход оплачивают из собственного кармана.

Одно из самых финансово крепких в Миорском районе хозяйств — ОАО «Турково» — топливо, как правило, покупает за свои деньги, потому отношение к каждой капле солярки бережное.

Семь комбайнов, 24 трактора, четыре погрузчика и столько же грузовых машин — это та техника, при помощи которой уже добыто более половины из запланированных 6 тысяч тонн зерна. «Мега-204» недавно из-за жары сломалась, на поле осталось шесть КЗС-1218 и КЗС-1018. В среднем каждый такой комбайн расходует от 200 до 300 литров биотоплива в день. 

— Следим, чтобы не работали моторы в холостую, не было лишних перегонов техники. На ночь ее оставляем в поле под охраной сторожа, — говорит председатель ОАО «Турково» Александр Шокель.

Хозяйство закупает топливо на наливной станции РУП «Витебскнефтепродукт» в агрогородке Крулевщизна, а это почти 100 километров в один конец, доставляет техникой Миорского райагросервиса. В день только комбайны потребляют его порядка двух тонн, вся техника — в два раза больше. Цена вопроса — примерно 40 миллионов рублей в день. Зато одновременно ведется не только жатва, но и прессование, отвозка соломы, внесение в почву органики и глифосатов, пахота под сев озимых, другие работы, обеспечиваются нужды животноводства. 

Инженер по сельскохозяйственным машинам ОАО «Турково» Александр Жук объясняет:

— Комбайны движутся медленно, не быстрее 4—5 километров в час. «Копылянка» (сорт озимой пшеницы) дает 45 и более центнеров зерна с каждого гектара. В наших условиях это хороший урожай. Стремимся убрать его до последнего зернышка. Экономия топлива здесь не в том, чтобы меньше его затратить в целом, а затратить меньше в расчете на каждую намолоченную тонну.

Комбайнер Александр Кураш поясняет:

— На моем «Полесье» компьютер, он выбирает оптимальный режим работы. Урожайность пшеницы здесь высокая. Чтобы не потерять в намолоте, двигаюсь со скоростью около трех километров в час. 100 литров топлива мне хватает для заполнения пяти бункеров по пять тонн каждый. Вот и сегодня до четырех дня выгрузил 30 тонн зерна. Заправки в баке на 450 литров хватит и на завтра. А потом дольем топливо непосредственно в поле. 

В бухгалтерии хозяйства уточнили, что за прошлую уборочную кампанию одни только комбайны израсходовали 40 тонн, а всего — 66 тонн дизтоплива. Расход его получился семь литров на тонну условного зерна. Сейчас, когда на машины установлены навигаторы, по прогнозам на тонну зерна затратят уже шесть литров.

– Прошло время, когда на каждую сельхозкампанию выделяли бюджетные деньги. В нынешнем году реально смотрим на экономику, просчитываем возможности исходя из доходов, — не устает напоминать руководителям и специалистам хозяйств председатель Дрогичинского райисполкома Юрий Дядюк.

В рамках этой, если можно так выразиться, стратегии еще в конце июля во всех сельхозорганизациях района создали недельный запас горючего. Часть его хозяйства получили с отсрочкой платежа до 31 октября. Но жатва прошла в условиях максимальной экономии топлива и с минимальными потерями зерна — такая задача была поставлена перед аграриями района.

Поэтому в СПК «Брашевичи» урожай с поля отвозили большегрузными МАЗами с двумя прицепами. Использование второго прицепа — экономия до 30 процентов горючего, проинформировал заместитель начальника райсельхозпрода Михаил Коржовник. 

В КИРОВСКОМ районе ощутимый эффект на жатве приносит строгая дисциплина и система GPS-контроля. Сначала новшество вызывало недоверие у аграриев, да и деньги на датчики нужно было изыскать. Экономисты порекомендовали использовать часть денег, выделенных на закупку ГСМ. 

И не прогадали. В СПК «Рассвет» имени К. П. Орловского внедрили и GPS-мониторинг и датчики расхода топлива одними из первых. В итоге за 2013 год в сравнении с 2012-м сэкономили 22,5 процента топлива (бензина и солярки). За 2014-й по отношению к 2013 году экономия вышла 3 процента, в этом году по сравнению к предыдущему — 0,5 процента. В целом такая экономия окупила все затраты на оборудование. Теперь в этом хозяйстве электронными навигаторами оборудовано 170 единиц различной техники. 

Кстати, такое оборудование еще и дисциплинирует, говорят аграрии. Исключены «левые» рейсы, ненужные разъезды. 

matelenok2011@mail.ru;

kovalev@sb.by;

gennadijj-gil@rambler.ru

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter