Не вешать нос!

Ялта в этом году пользуется популярностью невероятной.
Ялта в этом году пользуется популярностью невероятной. Неожиданный спрос отпускников из Украины, России и Беларуси на местные пляжи породил всевозможные летние предложения от продюсеров шоу-бизнеса. Ежедневно в знаменитом зале "Юбилейный" можно услышать звезду первой величины российской эстрады. И увидеть. Например, Кобзона в казино "Ореанда", "Агату Кристи" на пляже отеля "Ялта-интурист", а Богдана Титомира - на центральной набережной. И ох уж эти фестивали... Практически каждый день здесь закрывается один культурный форум, а вслед за ним тут же открывается другой. Так, первая неделя августа была отдана кинопродюсерам. В это время здесь проходил II Международный фестиваль продюсерского кино России и Украины "Кино-Ялта". Инициаторы фестиваля - министерства культуры России и Украины задумали ежегодно проводить здесь киноярмарку, подобную сан-себастьянской, а заодно и раскрутить Ялтинскую киностудию. Ее, популярную в советские годы и обнищавшую в наши дни, недавно полностью выкупили российские бизнесмены и теперь в фестивальном темпе начинают к покупке присматриваться. Озадачивают себя вопросом: "Кто должен снимать кино на Ялтинской киностудии?" Мы же озвучим самый популярный вопрос международного фестиваля "Кино-Ялта" - кто такие кинопродюсеры? "Шмрадюсеры" ли? Или же, напротив, серьезные люди? Всю неделю журналисты, режиссеры и актеры разгадывали эти шарады.

Ответ на вопрос, почему на форум "Кино-Ялта" не поехали белорусские кинематографисты, кроется вот где. Россияне и украинцы - какие молодцы! - уже приступили к теме "продюсерского кино", завели, хотя бы и в Ялте, разговор на эту важнейшую из кинотем. А белорусские кинематографисты пока отказываются от участия в этой сумеречной беседе. Во внеконкурсную программу фестиваля приглашали "Анастасию Слуцкую", но наши соотечественники не нашли ни одной копии фильма, чтобы отправить ее в Ялту. И это нас немало удивило, блокбастер, как мы его называем, века - белорусская лента "Анастасия Слуцкая" не стремится и носу казать из родимой хатки?! Поведение, прямо скажем, хоть и целомудренное, но устаревшее. Теперь в кинопрокате совсем другие нравы.

Продюсерское кино, как принято считать в Ялте, - это те фильмы, в которые вложены не только государственные, но и частные деньги. На Украине такого кино, оказывается, почти нет, в России уже есть, оно и составило основу ялтинской фестивальной программы. Это, пожалуй, все заметные российские фильмы последних лет. За исключением главного кинохита года - "Бумера" Петра Буслова. Его в Ялту не привезли, потому что продюсеры картины Сергей Сельянов и Сергей Члиянц решили погодить с Ялтой в пользу выборгского фестиваля "Окно в Европу".

Украину в конкурсе представляли четыре фильма из двенадцати, а слово "продюсер" значится в титрах только двух из них: это "Чеховские мотивы" Киры Муратовой (продюсеры Анна Чмиль и Игорь Каленов) и картина с уже существующим в истории кино названием "Ностальгия" - режиссер и продюсер Евгений Шишкин. Ежедневно в течение всей недели конкурсные и внеконкурсные фильмы показывали в пяти ялтинских кинотеатрах совершенно бесплатно. Победители, как и на нашем "Лiстападзе", определялись голосованием зрителей, и все достойные получили грант от российского министерства культуры на съемки нового фильма. С большой долей вероятности съемки эти пройдут на Ялтинской студии. Самым увлекательным фильмом признана очередная историческая мелодрама Светланы Дружининой "Вторая невеста императора". Только не удивляйтесь: в главной роли - Дмитрий Харатьян. К слову сказать, Дмитрий в Ялте был головной звездой фестиваля и в день открытия, и после - он пел все время песню, в которой есть оптимистичное предложение к гардемаринам: "Не вешать нос!" И так эта душевная песенка запала нам в душу, что привезли мы ее с собой из Ялты как наказ всем нашим любимым читателям.

Однако вернемся в Ялту. Вторые по значимости дипломы достались российской исторической драме "Бедный, бедный Павел" и украинской "Богдан-Зиновий Хмельницкий". Теперь картинам окажут помощь в прокате, но гарантий никаких, могут и не показать, ведь на "Кино-Ялте" даже фильмы-победители - это не главное.

Главным было привлечь внимание российских продюсеров к Ялтинской киностудии. В последние годы они ее даже где-то как-то игнорировали. Точно известно, что россияне в Сочи стали проектировать киностудию. Продюсер Сергей Члиянц даже вознамерился прикупить Одесскую киностудию, где сейчас они вместе с Кирой Муратовой снимают новую картину. Ялты в этих схемах не было, а это никуда не годится. Фестивальным способом "Кино-Ялта", слава Богу, получилось привлечь внимание состоятельной российской общественности к проблемам крымской киностудии. Малоизвестное в кинематографических кругах российское холдинговое объединение "Поликомвест" завершило нынешним летом растянувшийся на три года процесс и стало обладателем 100% акций ЗАО "Ялтинская киностудия", совет директоров которого возглавляет первый заместитель российского министра культуры Александр Голутва. На Ялтинской киностудии ожидается вскоре невиданный всплеск продюсерско-режиссерской активности. Как утверждает генеральный директор студии Валерий Пендраковский, некоторый интерес к Ялте проявляет даже Голливуд. И это не шутки. "Натура", как известно, в Ялте позволяет "делать Колорадо", а цены на производство "детские". По мнению Пендраковского, превращение Ялтинской киностудии в международную теперь не за горами. Самолеты в Симферополь летают регулярно. И пусть строительство новой сочинской киноплощадки подождет.

Вот такая история развития отношений между российскими и украинскими кинематографистами. Ответное слово за киностудией "Беларусьфильм". Каким-то чудом много позже наверняка и наши обветшалые киноцехи превратятся в павильоны, для Голливуда завидные. А пока не до жиру, нашлепать бы достаточное количество копий для проката "Анастасии Слуцкой" на международных фестивалях.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter