Не верь жажде - читай этикетку

Жареный, вареный, печеный… Каким только мы не пробовали картофель. Однако напитком из бульбы ученые РУП БелНИИ пищевых продуктов, скажу честно, удивили. Хотя сами утверждают, что особой загадки здесь нет. Известно, что картофельный сок эффективен при лечении ряда заболеваний. А его не очень приятный вкус изобретатели «приглушили» натуральными ароматическими добавками, среди которых лимонная кислота и сахарный сироп. Уникальная новинка, которая, возможно, скоро появится на прилавках магазинов, будет называться напитком «Минский», а по цвету напоминать обычную колу.
По словам начальника отдела РУП БелНИИ пищевых продуктов Татьяны Тананайко, разработано более десяти газированных безалкогольных новинок на основе картофельного концентрата, но пока названий у них нет. Ученые изобретают рецепты напитков с добавками из пряно-ароматических растений, овощных соков: свекольного, квашеной капусты, петрушки в комбинации с фруктовыми соками. Пока они апробированы лишь в лабораторных условиях, но вскоре окажутся в Центральной дегустационной комиссии. Татьяна Тананайко утверждает, что подобные напитки полезны: они способствуют выведению радионуклидов, а кроме прочего, изготовлены на основе натуральных материалов, произрастающих в Беларуси. Летом потребление соков, минеральной воды и прохладительных напитков, по данным специалистов, возрастает в 1,5—2 раза. Пиковыми становятся жаркие июль и август, когда продается по 4–4,3 миллиона декалитров ежемесячно. В сентябре потребление падает до 2,4 миллиона дал. В нынешнем году, как считает советник управления потребительского рынка продовольственных товаров Минторга Ольга Полещук, минеральной водой и соками магазины насыщены как никогда. При минимуме в 6—8 наименований соков, 5—6 — минеральной воды и до 10 наименований безалкогольных прохладительных напитков перечень в ряде крупных магазинов превышен в десятки раз. Если в 1990 году отечественные производители всех форм собственности выпускали 29,8 миллиона декалитров безалкогольных напитков, то после снижения в 2000 году этого показателя до 18 в минувшем году Беларусь поставила 26 миллионов декалитров питья. Еще динамичнее набирает обороты производство минеральной воды. В 1990 году линии розлива предприятий всех форм собственности выпустили 105,7 миллиона полулитров, в 2000-м — 309, а в 2003-м – 349 миллионов полулитров. Пропорционально производству росла и реализация в торговых точках. В переводе на цифры статистики каждый из нас выпил в нынешнем году 10,2 литра безалкогольных напитков и минеральной воды, а также 1,8 литра сока. По данным Минстата, отечественные безалкогольные напитки составляют 91 процент в общем объеме продаж. Доминирует белорусский производитель и на рынке минеральной воды – ему отдано 95 процентов. Импортируют в нашу страну в основном соки с мякотью персиков, абрикосов, экзотических фруктов, приготовленные на основе натуральных концентратов. Более 70 процентов продукции поставляется из России. Около 150 отечественных предприятий различных форм собственности производят безалкогольные напитки. Среди лидеров белорусского рынка безалкогольной продукции — Минский завод безалкогольных напитков и ИП «Кока-Кола Бевриджиз Белоруссия». Далее следуют «АкваТрайпл», «Дарида», «Вейнянский родник». Казалось бы, качество продукции известного производителя сомнению не подлежит, однако, выбирая товар, не спешите. Изучите сперва этикетку. Опасения вызывают напитки с сахарозаменителями. Подобные напитки запрещены к употреблению детям до 7 лет, кормящим матерям, беременным женщинам, а также людям с некоторыми заболеваниями. За границей они отнесены к низкокалорийным и имеют категорию «лайт», а в Советском Союзе продавались в магазинах «Диета», специализированных учреждениях торговли для больных диабетом. Ныне подобная практика забыта. Гарантией того, что товар прошел гигиеническую сертификацию и безопасен для употребления, считается значок СТБ или РСТ – стандарты Беларуси и России соответственно. Кстати, иностранцы предпочитают газировке обычную воду. Они считают, что вода с газами вымывает кальций из организма. Прислушиваясь к модным веяниям, отечественные производители тоже начинают выпускать пастеризованные напитки, запуская новые производственные линии. Впрочем, самым популярным и полезным специалисты по-прежнему называют квас. Только за лето торговыми точками столицы продается около 600 тысяч декалитров хлебного напитка. Минчане помнят времена, когда возле огромных бочек выстраивались очереди. В середине 80-х, по воспоминаниям специалистов, минчане выпивали по 150—200 тонн кваса против 40 тонн в прошлом году. Недавно ОАО «Крынiца» поручено наладить к апрелю 2006 года выпуск 2 миллионов декалитров хлебного кваса. Конечно, любимому правилу торговли – «хранить товар как можно дольше» — хлебный напиток не отвечает. При самом хорошем оборудовании срок его реализации не превысит 30 дней. Для того, чтобы его удвоить, нужны большие вложения и специальная тара. Тут уж придется уповать на разработки ученых БелНИИ пищевых продуктов. Ну и, разумеется, на инвесторов.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter