Не верь ушам своим…

Можно  ли в  эпоху  потрясений не  стать  жертвой надуманного ажиотажа?

Можно  ли в  эпоху  потрясений не  стать  жертвой надуманного ажиотажа?

Слухи – поразительный  феномен. Зачастую не имея под собой никаких серьезных оснований, они врываются в сознание даже самого трезвомыслящего человека и не отпускают его вплоть до того, пока тот не изменит своим принципам. Уж насколько я непримирима ко всяким «одна баба сказала…» и то не удержалась, подхватила курсировавший по Минску вирус стяжательства и уговорила мужа купить 3 января новый диван.

— Да-да, поторопитесь, уже в понедельник, 5-го, мы на всю мебель поднимем цены, — заливалась сиреной и продавец «Домового». Понятно, нервы у нас сдали, и мы, не глядя, выложили кругленькую сумму за товар (тем более что до нового года в пересчете на доллары могли бы заплатить за него на 300 у.е. дороже).

Как уже догадался проницательный читатель, никакого повышения цен на «всю мебель» ни в понедельник, ни в последующие дни не произошло. Сегодня мы  уже опасаемся, как бы они не пошли на понижение, что не исключено с учетом нынешних экономических реалий. К счастью для нашей семьи, после этого случая мы приобрели стойкий иммунитет к заразе и больше не реагировали на сообщения типа – «а вы слышали, в гипермаркете таком-то всю бытовую технику раскупили, надо спешить!». Не хватало еще нестись туда на всех парах и скупать холодильники, печи, чайники да утюги в той же «Короне», куда мы раньше ходили только посмотреть «вживую» на модели того и сего, а потом приобретали в Интернет-магазине точно такую же вещь на 100, а то и на 300 долларов дешевле. Итальянский холодильник в итоге тоже купили через сеть, сэкономив при этом чуть ли не 600 тысяч рублей! Да и сегодня, даже если учесть, что доллар подрос, все равно получается, что в этом самом магазине бытовая техника обойдется дороже, особенно если брать ее в кредит.   

Тем не менее слухи о том, что к лету ее можно будет загнать по баснословным ценам, распространились со скоростью света и подвигли многих даже самых отъявленных плюшкиных расстаться со своей наличностью. Как можно сегодня, в эпоху небывалых финансовых потрясений на планете, что-либо прогнозировать по поводу своенравных курсов валют, остается для меня загадкой. Более того, по мнению некоторых экономистов, цены на подобное оборудование могут упасть уже к лету, и те, кто поспешил в январе вложить рубли в такой товар (а не купил как предмет первой необходимости), могут запросто прогореть.

Для себя после истории с диваном я твердо решила одно: не бросаться из крайности в крайность, а оставить пока все как есть. Хотя бы тот же счет в банке. Помню, как лихорадило моих знакомых, державших счета в валюте, когда доллар совершал крутое пике в конце лета прошлого года. И как теперь они довольны, что не поддались минутной слабости, не «обнулили» свои вклады…

Не скрою, это трудно. Порой даже невозможно устоять перед соблазном спустить энную сумму денег не пойми на что. Но я пока держусь, тем паче что нынешние цены на продукты не дают особенно расслабиться. И попутно размышляю, как поведут себя в этой ситуации продавцы мебели, одежды и техники в обозримом будущем. Тоже начнут накручивать на все про все по примеру своих коллег, торгующих продовольствием, или приостановят гонку за прибылью? Сегодня, пока идут зимние сейлы в промтоварных магазинах, сказать что-либо определенное трудно. Но может, кризис подействует на них как освежающий душ? Допустим, на тех же владельцев бутиков в «Европе» или «Паркинге», где цены до сих пор смешат своей несуразностью. За какую-то тряпочку «made in Italy», отдаленно напоминающую платьице, вынь да положь 600 тысяч рублей, а за топик из лоскутков неопределенного цвета — все 100 у.е. Такими ценами даже в бескризисные времена никого не заманишь, а сегодня и подавно. Остается только позавидовать стойкости наших частников, которые пока и не пытаются сбыть товар по бросовым ценам, чтобы спасти хоть что-то. Ведь ясно: то, что вчера не купили по космическим ценам, сегодня никому и даром не нужно. Особенно если учесть, что народ вдруг начал запасаться не только техникой, но и продуктами.

Кстати, вот этого я тоже не пойму. Неужто кого-то спасет лишняя пачка гречки или риса – не во времена голодомора ведь живем? Но молва не дает времени на размышление. Вот уже где-то читаю: в сельмагах на полках хоть шаром покати. Не поверив такой информации, звоню бабушке, проживающей в Могилевской области.

— Да нет, все у нас есть. И хлеб, и сахар, и гречка, и мука, и молоко, сметана, колбаса… — добросовестно перечислила она мне все, что увидела позавчера в своем сельпо. – Правда, подорожали продукты…

Будем надеяться, что с ценами с помощью государственного вмешательства (а правительство уже заявило о серьезных последствиях для тех, кто не-обоснованно их накручивает) как-нибудь разберутся и приостановят их повсеместный галоп. А вот как быть с уязвимым сознанием граждан, падким порой на абсурдные слухи? Здесь одна надежда: на исторически сложившийся менталитет белорусов, их природную несуетность и неторопливость. Не исключено, что именно эти черты в итоге помогут преодолеть тревожный настрой и встретить новый непростой год с достоинством и уверенностью в том, что выстоим. И не такое, в конце концов, видали…

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter