Критическое мышление и умение правильно работать с данными является гарантией от манипуляций

Не верь словам чужим

Хотим этого или нет, но мы живем в эпоху постправды. Поиск истины превратился в неблагодарное занятие. Современные коммуникации позволяют формировать информационное пространство под свою идею: культурную, социальную, политическую, экономическую… Любую. Конечно, для создания параллельной, дополненной реальности необходимы мощные ресурсы. И ими располагают не только правительства, но и транснациональные корпорации, финансовые группы и самые разнообразные клубы теоретиков, получающих щедрые донаты от этих структур. Дело даже не в том, что через информационные инструменты идет манипулирование массовым сознанием с теми или иными зачастую коммерческими целями. Ключевая проблема в том, что мы в массе своей еще не выработали в себе достаточного иммунитета против инфовоздействия. Пожалуй, наш век сформировал базовую потребность, которую не мешало бы, как кажется, в той или иной форме внедрять в систему образования: умение работать с информацией. Вопрос не настолько тривиальный, как может показаться на первый взгляд. 

рисунок олега карповича

Цифровизация, свободный (или почти свободный) доступ практически к любым данным — драйвер развития и вызов цивилизации. Психологически люди уже давно захлебываются в информационном потоке. Производство контента кардинально подешевело за последние два-три десятилетия. Более того, этот самый контент не проходит ни через какие фильтры. Не цензуру в прямом и широком понимании этого слова, а фильтры на хотя бы приблизительную достоверность. В прошлом веке литература, кино, пресса, радио, а затем и телевидение тоже являлись мощными инструментами воздействия на общественное сознание и социальные процессы. Но любые доцифровые каналы коммуникации (в том числе и традиционная реклама) в той или иной степени являлись добропорядочными. И дело тут не только в том, что государство могло контролировать производство инфопродуктов. 

Конечно, были случаи и самиздата, и подпольных типографий. И не только в СССР, но и в других странах. Тем не менее, во-первых, подавляющее большинство контента находилось в определенном правовом поле. А во-вторых, его производство являлось достаточно дорогим удовольствием. Поэтому присутствовал рациональный подход. И имидж издания, автора, редактора обладал огромной ценностью. Естественно, манипулировать умами и сердцами стремились со времен изобретения письменности. Но до XI века к этому относились если не ответственно, то, по крайней мере, старались оперировать более-менее правдоподобными фактами. Да, одни данные замалчивали, другие — выпячивали, были свои интерпретации событий. Но привязка к реальности всегда присутствовала. 

Цифровое пространство полностью каким-то образом контролировать уже практически невозможно. И если это еще кое-как получается в части социально-политической тематики, то в сфере экономики это сделать практически нереально. И будем объективны: мы, простые информационные пользователи, не особенно-то в большинстве своем и противимся этому инфодавлению. В цифровом мире можем найти для себя удобную, тихую, спокойную и комфортную гавань, подходящую под наши воззрения, чаяния, стремления. Как в виртуальных играх, в которых можно выбрать себе любого героя и образ. Другой вопрос, что сейчас эти гавани становятся столь многочисленными и разнообразными, что происходит отрыв от реальности. И этим, несомненно, могут пользоваться как не совсем добросовестным инструментом. Впрочем, и используют. Недаром же есть термин «вирусное видео». Термин из медицинского словаря. И уже вполне целесообразно говорить о цифровой, информационной пандемии. А с ней, как известно, бороться карантинами почти бесполезно. Помогает только привычка. 

А вакцина от инфозаразы (в широком понимании этого слова) — формирование навыков и умения работать с информацией. Только вкладывать в умы и сердца детей в школе и молодежи в университетах доброе, правдивое и вечное однозначно уже недостаточно. Будем реалистами: учитель может сколько угодно рассказывать те или иные истины. Но у него есть суровый конкурент — смартфон, который имеется практически у каждого школьника. И, выйдя из класса, он может, нажав несколько кнопок, получить бесконечное количество альтернативных мнений. Хорошо это или плохо — отдельный разговор. Впрочем, в значительной степени бессмысленный и отвлеченный, так как в современной конфигурации цивилизации ограничить доступ к инфопространству практически невозможно. И если нельзя людей оградить от джунглей, надо учить выживать в них. 

И учить прежде всего необходимо критическому мышлению. Учить анализировать источники информации, сопоставлять. Огромное значение имеет не только то, что сказали, но и кто сказал.
Экспертов нынче бесконечное множество с разным уровнем образования, бэкграундом, местом работы… И прежде чем их суждения воспринимать за чистую монету, не мешало бы проанализировать источник.
Яркий пример из нашей действительности, когда с полсотни «выдающихся» экономистов пару лет назад выступили с инициативой и готовностью реформировать белорусскую экономику. Другой вопрос, что у некоторых из этих экспертов даже высшего образования не было. И ни у кого — ученых степеней и кейсов эффективных проектов даже на уровне отдельных корпораций. А ведь, было дело, эти аналитики занимали даже очень много эфира в интернет-пространстве. Можно их послушать — вполне. Ничего страшного, если воспринимать не как руководство к действию, а в качестве развлечения. Не более того. 

Интернет содержит в себе много «мусора». Но одновременно он раскрывает если не бесконечные, то очень значимые возможности для анализа информации. И этим навыкам, как мне кажется, необходимо учить не только молодое поколение, но в целом создавать условия для общенациональной цифровой вакцины. Умение работать с информацией становится одним из важных навыков полноценной социальной жизни.

volchkov@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter