Не верь, не бойся и верни?

Некоторых покупателей в магазинах знают в лицо
Некоторых покупателей в магазинах знают в лицо

Знаете, зачем в инструкциях по эксплуатации микроволновок строго–настрого наказывают, мол, не сушите в печи котов? Неудачная шутка, считаете? Отнюдь! Одна американская старушка в самом деле попыталась таким оригинальным образом привести в порядок шерсть своего питомца! Кот после этой процедуры, разумеется, испустил дух. Бабуля горевала недолго — отправилась искать правду в суд. Самое забавное, что она выиграла процесс, ведь в инструкции ничегошеньки не было сказано относительно домашних животных.

...Так начинался потребительский экстремизм. Сейчас это занятие за границей столь же популярное, сколь и доходное. В обиходе предпринимателей даже появилось новое выражение — «профессиональный потребитель». Гроза супермаркетов назубок знает закон о защите прав потребителей, принципиален до умопомрачения и искренне убежден в своей правоте. Типичный пример. Как–то пожилой россиянке, решившей отправиться в туристический вояж и ожидавшей в аэропорту свой рейс, попалась на глаза брошюрка с этим самым законом. Пенсионерка выучила его наизусть и, наслаждаясь отдыхом на курорте, заодно подмечала все мелкие и крупные нарушения. Например, опоздание экскурсовода на 5 минут или несвежие полотенца в номере. Путевые заметки, словом. По приезде в Москву она отсудила у турфирмы все потраченные на путешествие деньги и даже сверх того. Спустя несколько недель дамочка отправилась в новый вояж, не забыв, впрочем, прихватить с собой справочник по законодательству...

Есть такие клиенты и в Беларуси. Один витебчанин, например, развлекается тем, что снимает и переводит с одного счета мобильного телефона на другой по 50 — 100 рублей. Только и ждет, когда же у сотрудников оператора сотовой связи лопнет терпение и кто–нибудь откажется проделывать бессмысленную операцию. Тогда непременно потребует сатисфакции в суде, возмещения моральных убытков и т.д. Он, между прочим, выиграл уже не один процесс.

Зачем это надо? Большинство действует из корыстных целей. Некоторые всерьез полагают, что наводят таким образом порядок, восстанавливают социальную справедливость. Встречаются и просто не совсем адекватные... За границей в некоторых крупных торговых центрах даже ввели должность психолога–почерковеда, он анализирует письменные жалобы клиентов и выявляет людей с психическими отклонениями.

Да — клиент всегда прав. Да, все истово защищают покупателей. Конечно, ведь они платят деньги и приносят доход! Это позиция, которой свято придерживается каждый из нас, покупателей. Но вот однажды услышал мнение противоположное, продавца... Мол, и как быть, если происходит с точностью до наоборот?

Заинтересовался, стал собирать информацию. И вот что выяснил. В минском ЦУМе хорошо знают старушку, которая покупает обувь, носит ее, а когда гарантийный срок подходит к концу, требует заменить — то подошва ни с того ни с сего отклеилась, то каблук сломался. В прошлом году пенсионерке выдавали сапожки по гарантии... 7 раз. Получается, что товар можно менять практически бесконечно, главное — проявить смекалку.

— Некоторые умудряются испортить вещь так, что ни одна экспертиза потом не докажет, что сделано это было умышленно, — сетует заместитель директора ЦУМа Юрий Котов. — Башмаки, например, засовывают в микроволновку. А еще кропотливо изучают ГОСТы, потом требуют заменить брюки, дескать, вот тут шов отступает на полмиллиметра от места, где должен быть по стандарту.

Впрочем, пара рекламационных сандалий крупному магазину особого убытка не принесет (тем более что все претензии переадресуют поставщику). С бытовой техникой все куда серьезнее. За неделю до истечения срока годности привозят холодильники, стиральные машины, пылесосы с незначительными заводскими дефектами, но изрядно поношенным механизмом. Ничего не поделаешь, приходится менять на новые. Кстати, вспомнить подобные истории могут сотрудники практически любого торгового центра.

— Если бы все покупатели досконально знали законодательство, от спекулянтов вообще отбоя бы не было, — убеждена заместитель директора по организации торговли ГУМа Галина Васина. — Многие потребители даже не догадываются, например, про так называемый «период охлаждения», во время которого клиент еще может вернуть товар только потому, что цвет не понравился или фасон не подошел.

В Минторге же полагают, что проблема надуманна. Мол, покупателей–экстремистов можно по пальцам пересчитать, а недобросовестных торговцев — пруд пруди. Не потому ли работники торговли зачастую идут на мировую, ищут компромиссы?

— Судиться себе дороже, сейчас время — деньги, — считает индивидуальный предприниматель, торгующий мужской одеждой, Дмитрий Ничипорович. — Уж лучше я бесплатно поменяю эти несчастные джинсы, пусть и доплачу, зато буду спокоен. Деньги, вырученные таким способом, уж поверьте, все равно добра не принесут...
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter