
Не так давно в байнете появился видеоролик с рассказом о нетрезвом “милиционере” из Минска, который поздно вечером зашел в автобус 54-го маршрута, достал “табельное оружие и направил его в сторону пассажиров”. Информацию об этом на номер 102 якобы сообщила девушка, ставшая очевидцем происшествия. Однако принявший звонок оператор не поверил ей и посоветовал “отдыхать”. Чуть позже выяснилось, что вся эта “страшилка” оказалась банальным фейком, направленным на дискредитацию органов внутренних дел. В ГУВД Мингорисполкома рассказали, что на самом деле в милицию позвонил молодой человек, а не девушка. При этом оператор действовала максимально корректно, никаких советов “отдыхать” не было и в помине, что подтверждает аудиозапись разговора. В заявлении не звучало ни слова о том, что правонарушитель является сотрудником милиции. Во время проверки другие участники истории рассказали, что в автобус действительно заходил нетрезвый мужчина. Он достал из-за брючного ремня предмет, похожий на пистолет, и переложил его во внутренний карман куртки, не угрожая и не наставляя его на кого-либо. Никакого волнения в салоне не наблюдалось, никто не просил о помощи, не выбегал из автобуса.
Этот пример кому-то, возможно, покажется мелким и незначительным недоразумением. На самом деле проблема гораздо серьезнее. Новейшая история знает много случаев, когда фальшивые новости ломали человеческие судьбы, вызывали социальные потрясения, становились спусковым механизмом для разжигания военных конфликтов и “цветных революций”. Показательный пример — вторжение американцев в Ирак. Ему предшествовала громкая “артподготовка” в западных СМИ, направленная на демонизацию иракского руководства и его обвинение в наличии оружия массового поражения.
Все более изощренно используются фейки во время избирательных кампаний в разных странах. В частности, на прошлогодних выборах во Франции жертвой информационных атак едва не стал Эммануэль Макрон. Новость о том, что его президентская кампания финансируется из Саудовской Аравии, набрала тысячи лайков, репостов и комментариев в Фейсбуке. В качестве источника информации фигурировала одна из бельгийских газет. Но ссылка вела не на настоящий сайт газеты, а на его клон. Естественно, Макрон, став президентом, не смог этого забыть и пообещал дать бой фейкам в интернете, чтобы “защитить Францию от обмана”.
Основательно взялись за эту проблему и в Германии. Там предложили наказывать сайты социальных сетей штрафами до 50 миллионов евро, если те будут распространять незаконный контент.
Из-за лживых информационных вбросов можно легко обрушить работу банков и целых корпораций. Вспоминаю нашумевшую историю о том, как южнокорейскую компанию Samsung оштрафовали на сотни тысяч долларов за клевету в адрес тайваньской фирмы HTC. Клевета была фейком: компания наняла людей, чтобы те писали в интернете комментарии, восхваляющие продукцию Samsung и критикующие продукты HTC. Пока тайваньцы подсчитывали убытки из-за спада продаж, Samsung представила первый смартфон с изогнутым дисплеем.
Ценность достоверной информации сегодня возрастает в разы, поэтому необходим новый способ определения сведений, заслуживающих доверия. Главное — понять, не чему верить, а кому.
— Раньше было не так просто навязать обществу те точки зрения, которые выходят за рамки общепринятых представлений, — рассуждает Уилл Мой, директор независимой британской организации Full Fact. — Сегодня же информация распространяется по миру за считанные секунды. Сделанный человеком выбор фиксируется, и в дальнейшем ему предлагается еще больше аналогичных сообщений. В результате получается усиленный эффект эхокамеры. Вопрос в том, как заставить эти пузыри лопнуть. Один из подходов — ставить под сомнение сообщения, которые появляются в соцсетях. Например, в компании Би-би-си создано подразделение, которое занимается проверкой фактов.
Да и сами социальные сети тоже стали принимать меры. Основатель Фейсбука Марк Цукерберг недавно пообещал, что его компания будет работать над снижением градуса сенсационности сообщений в своей новостной ленте, проверяя, знакомятся ли люди с их содержанием, прежде чем делиться такими сообщениями с другими пользователями. В Google заявляют, что работают над совершенствованием поискового алгоритма, который позволит выводить на первые строки более качественный и надежный интернет-контент.
КОММЕНТАРИИ ЭКСПЕРТОВ
Виталий Денисенков, специалист в сфере интернет-маркетинга:

Александр Шпаковский, политический аналитик:

konon@sb.by