Не верь азам своим

Каждый год Республиканский институт контроля знаний проводит анализ типичных ошибок на ЦТ...

Молодые люди, виртуозно владеющие айфоном и айпадом, ничего не знают о Владимире Карвате и Василии Ващиле, где находится Каменецкая башня и в каком архитектурном стиле построены банки, железнодорожные вокзалы, гостиницы... Эти вопросы вызвали наибольшее затруднение на ЦТ по истории Беларуси в прошлом году. Правильно ответили лишь 10 — 20 процентов выпускников. Каждый год Республиканский институт контроля знаний проводит анализ типичных ошибок на ЦТ. Можно ли чему–то научиться на чужих ошибках?


«Моя твоя не понимать»


На носу первые испытания — по русскому и белорусскому языкам. В прошлом году только 17 процентов участников смогли набрать больше 50 баллов. А на 100 баллов решили тесты лишь 12 человек из 146,5 тысячи абитуриентов. В среднем школьники отвечали лишь на 13 из 40 заданий. Специалисты РИКЗ, анализируя результаты, отмечают, что сужение словарного запаса и снижение речевой культуры наблюдается даже у хорошо подготовленных по предмету. Причем задания по культуре речи традиционно оказываются в числе самых трудных. В одном из них абитуриентам предлагается отметить предложения с нарушенными синтаксическими нормами. Например: «...наши победы являются свидетельством о том, что...», «мы спросили, что можно ли пройти...», «прочитав эту повесть, поражает...», «избиратели надеются и верят своему депутату». Кому слух режет? Поздравляю, вы — в меньшинстве. 85,99 процента ребят не увидели в этих оборотах ничего особенного. Определить ошибочное значение фразеологизмов тоже оказалось не по силам 82,62 процента абитуриентов. Большинство согласились с тем, что «переливать из пустого в порожнее» — это усердно, без устали работать, а вот истинный смысл «лить воду на чью–либо мельницу», наоборот, смутил...


Еще одно задание вообще для начальной школы: прочитайте текст и определите, какие из приведенных ниже утверждений соответствуют его содержанию. И это, заметьте, из теста по русскому, а не иностранному языку! Однако почти 41 процент тестируемых с ним не справились. Плохо читают?


Синтаксис и пунктуация — темный лес в среднем для 75 процентов сдающих тест как по русскому, так и по белорусскому. И это при том, отмечают специалисты РИКЗ, что данный раздел — основной в учебной программе, а знания пунктуации наиболее востребованы на протяжении всей жизни. Их не проверишь в словаре — нужно научиться чувствовать язык. А для этого стоит хоть иногда читать книги, а не только статусы в социальных сетях.


Чем дышит паук–крестовик?


Сказать, что биология была запредельно сложна, — тоже нельзя. Хотя средний балл участников ЦТ далек от середины — 29,97. Это при том, что биологию выбирают не с бухты–барахты: выбор будущих специальностей довольно узкий. Тем не менее самые сложные задания оказались из разделов учебников за 7 — 8–й класс. Хотя в большинстве случаев нужно было лишь отметить правильные или ложные утверждения. Или стрелочками показать, к какой группе растений относится рапс, а к какой — можжевельник, какие органы дыхания у шмеля, а какие — у муравья и паука–крестовика. Но эти ребусы оказались неподъемными для 86 — 90 процентов участников ЦТ. Немногие знали и о том, что в первые дни зародыш собаки развивается в яйцеводе, а не в матке, и что у голубей нет мочевого пузыря и зубов. Даже самый простой вопрос: «Верно ли, что животные — сырье в производстве продуктов питания?» — поставил в тупик. Сотни школьников с этим не согласились!


Один, два, много


Анализ ошибок на ЦТ по математике и физике у преподавателей вызывает лишь один комментарий: «Это же ужас!» Например, в математике, где задания расположены по нарастанию сложности, первый уровень построен на простом узнавании математических объектов, распознавании известных каждому школьнику терминов и фактов. Иными словами, такие задания вообще можно решить устно. И тем не менее на первом же вопросе — на элементарных функциях — споткнулись 82,61 процента абитуриентов. А ведь в техническом или экономическом вузе первая же лекция по матанализу будет посвящена именно элементарным функциям и их графикам. А как можно говорить о высшей математике с теми, кто не знает формул сокращенного умножения и нарушает порядок действий в арифметическом примере? Таких, по данным РИКЗ, 17 процентов. Каждый пятый не знает условие, при котором произведение равно нулю.


Что уж говорить о заданиях Б, с которыми не справились 90 процентов тестируемых. Думаете, тесты были для шибко умных? Учитель математики СШ № 19  г. Минска Александр Фельдман убежден: ученики, которые имеют 8 — 9 баллов в школьном аттестате, должны легко решать минимум 7 — 8 задач второй части. Почему не решают?


— С каждым годом все больше тех, кто не хочет учиться, потому что знает, что для поступления достаточно набрать 30 — 40 баллов, — отмечает невеселую тенденцию Александр Маркович. — И уровень преподавания снижается до уровня слабых учеников. Соответственно упрощаются и экзаменационные материалы. Некоторые задания до того просты, что я бы их воспринял как обидные.


Тем не менее как в математике 11–классники не могут решить, что больше — «–5» или «–1», так и в тестах по физике неправильно указывают, в каких единицах измеряется напряжение и как на графике обозначается амперметр.


По мнению Александра Фельдмана, 4 урока математики в неделю — это крайне мало (не говоря уже о 2 часах физики!). Это предмет, образующий систему мышления человека. Как показали исследования еще в 1994 — 1995 годах, уменьшение часов математики на 1 в неделю приводит к ухудшению успеваемости по всем остальным предметам на 10 — 12 процентов. Научно доказано, что недопустимо ужимать математику до менее чем 6 часов в неделю. К чему мы приходим? К тому, что все чаще встречаемся с людьми необразованными.


— Когда ко мне в сентябре приходят ученики, я предлагаю по математике решить тест, чтобы определить их уровень, — рассказывает репетитор, в прошлом учитель с 20–летним стажем Евгений Ливянт. — И знания, как правило, заканчиваются на уровне программы 8–го класса, у некоторых — 9–го. А по физике я их даже не тестирую — можно смело начинать с нуля. В прошлом году только 17 процентов участников ЦТ по физике смогли набрать больше 27 баллов. Хотя с каждым годом уровень заданий по физике и математике все легче. Если брать тесты 2008 года и последних лет — разница очень разительна. Сейчас нет в задачах ни производных, ни векторов, ни параметров — сложнейших разделов математики. И при этом средний балл участников тестирования продолжает падать. На мой взгляд, ЦТ — это зеркало, которое объективно отражает уровень образования.


Увы и ах, между уровнем проникновения информационных технологий и тем, что называется уровнем образованности, прямой взаимосвязи не прослеживается. И вузовские преподаватели сегодня (слышала не раз!), обмениваясь впечатлениями об очередном наборе, задают друг другу вопрос: «Тебе сильно тупые в этом году дети достались?» Что было немыслимо во времена СССР, когда школьники читали «Юный техник» и занимались в кружках ракетомоделирования...


О пробелах в знаниях абитуриентов, которых по определению вообще не должно быть, говорил и министр образования Сергей Маскевич на итоговой коллегии ведомства. И дал задание управлению общего среднего образования совместно с Национальным институтом образования тщательно разобраться в причинах допускаемых при тестировании ошибочных ответов на элементарные вопросы и предложить действенные меры по изменению ситуации. Причем министр подчеркнул, что уровень знаний абитуриентов по государственным языкам, математике и физике хоть и сопоставим в процентах с показателями многих стран Европы, все же остается относительно невысоким.


Мониторинг знаний


Год назад Национальный институт образования уже проводил мониторинг качества образования в 60 школах страны. Судя по его итогам, в аттестатах у 40 процентов 11–классников по физике и математике должно стоять не выше четырех баллов! Знания по химии у каждого второго — ниже среднего. 86 процентов допускают ошибки при составлении уравнений химических реакций, 51 процент — в химических формулах веществ. 9 из 10 не могут решать задачи по химии. По русскому диктанту лишь 65 процентов учеников выпускных классов получили от 5 до 10 баллов. Чего там, каждый третий не справился с простым заданием: определить основную мысль и тему текста. По всемирной истории уровень знаний 82,5 процента опрошенных выпускников оценили в 3 — 6 баллов. 74 процента не смогли установить причинно–следственные связи между историческими фактами...


Чтобы ответить на вопрос, что мешает хорошо учиться и хорошо учить, анкетировали и учеников, и учителей. По результатам разработали методические рекомендации. В общем, анализ над ошибками сделан, но даст ли он результаты?


Кстати


Год назад Всероссийский центр изучения общественного мнения проверил знания 1.600 россиян, задав 13 простейших вопросов. Результаты немало удивили. Треть опрошенных не сомневаются в том, что первые люди жили в ту же эпоху, что и динозавры, и считают, что Солнце вращается вокруг Земли.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter