За последние полгода Россельхознадзор не пропустил в Россию более 155 партий белорусских товаров

Не ваши куриные шкурки

В суде нашли управу на Смоленскую таможню, которая потакает Россельхознадзору
УПРАВЛЕНИЕМ Россельхознадзора по Тверской и Псковской областям на одном из оптовых складов в Твери в сосисках «Сельские», произведенных брестским предприятием «Инко-Фуд», выявлен антибиотик тетрациклиновой группы. Эту же «бяку» нашли и в продукции ОАО «Калинковичский мясокомбинат», СЗАО «Серволюкс» и ОАО «Кленовичи». 

За последние полгода Россельхознадзор не пропустил в Россию более 155 партий белорусских товаров. Это в три раза больше, чем задержано поставок из Казахстана. Статистика — упрямая вещь, и она свидетельствует, что контроль за белорусскими поставщиками на границе между странами в разы значительно более сильный, чем за европейскими поставщиками на внешней границе Таможенного союза.


Интересно, что официально Россия не перестает уверять в том, что никакого особого контроля за ввозом товаров из Беларуси нет. Мол, время от времени на границе досматриваются отдельные партии, в ходе чего и выявляются отдельные нарушения. Однако, несмотря на заверения российской стороны, статистика свидетельствует, что действует не выборочный, а очень жесткий контроль продукции. Значительно более жесткий, чем на внешней границе Таможенного союза.

По данным того же Россельхознадзора, в сентябре—декабре 2014 года сотрудники территориальных органов досмотрели более 24 тысяч партий товаров, ввозимых из Беларуси и Казахстана. Получается, что в месяц досматривается около 6 тысяч партий, или в среднем по 3 тысячи партий на одну страну. Для сравнения: приблизительно столько же наша таможня досматривает на международном автодорожном пункте пропуска «Брест», но только не в месяц, а в год. Это на границе Польши и Беларуси.

Получается, что продуктовый скандал разгорается из частного видения отдельными персонами ведомства и отдельными бизнес-интересами? Немаловажный факт: о качестве лабораторий Россельхознадзора не так давно высказалась даже российская генпрокуратура, которая проверила, куда был потрачен миллиард российских рублей. Из заключения генеральной прокуратуры Российской Федерации: «…В Россельхознадзоре не создана эффективная система, которая позволила бы не допускать ввоз в Россию некачественных и фальсифицированных продуктов, а также продовольственного сырья, опасных для здоровья». 

То, что претензии к нашим производителям зачастую необоснованы, видят и российские эксперты. Например, российский политолог Андрей Савельев считает, что в конфликте «глубинные экономические интересы олигархии, которая правит в России. Она сталкивается с государственным строительством, которое в Беларуси идет независимо. Считаю, это просто нарушение союзнического долга», — пишет «Ежедневник». А снижение цен на мясо благодаря недорогим поставкам из нашей страны — уж точно не в интересах российских производителей.

Также не прекращаются претензии к ввозу продуктов из стран, попавших в российский санкционный список. Речь идет о серьезных убытках белорусских грузоперевозчиков. Российские таможенники порой не могут разобраться, что такое «транзит». В результате – проигрывают дело в суде. 

Так, столичное отделение Белорусской железной дороги одержало маленькую победу. Конфликт между белорусскими железнодорожниками и российскими таможенниками возник в сентябре 2014 года. Смоленская таможня задержала на станции Красное груз, ввезенный предприятием «Минское отделение БЖД» по процедуре таможенного транзита. В одном из вагонов провозились 34 тонны куриной шкурки нидерландского происхождения, следовавших из Литвы в Узбекистан.

То, что по документам куриные шкурки следовали транзитом в Узбекистан, таможенников не убедило. Они выдворили всю партию за пределы России и возбудили против Минского отделения БЖД дело об административном правонарушении. Белорусских железнодорожников федеральная таможенная служба России признала виновными и потребовала уплатить штраф в сумме 100 010 российских рублей. 

Минское отделение БЖД обратилось в Арбитражный суд Смоленской области. В иске на действия таможни указывалось: ограничения на ввоз товаров не распространяются на транзит. Кроме того, Россия, прежде чем запрещать импорт, должна была провести это решение через Евразийскую экономическую комиссию. Действия ФТС РФ в целом противоречат нормам международного транспортного законодательства. 

Суд согласился с аргументами белорусов, признал действия ФТС незаконными и отменил принятое Смоленской таможней постановление. 

Наша таможня уже предлагала схему: мы сопровождаем конвой до Российской Федерации. Таможня России — по своей территории. Но российская сторона сказала, что не располагает возможностями обеспечить транзит. Они до сих пор в поиске решений. И пока решение не найдено, российская сторона все транзитные проблемы пытается повесить на белорусских контролеров. 

По такой же в общем-то схеме работают и белорусские ветеринарные службы. С 1 июля 2010 года контроль товаров, в том числе транзитных, которые поступают на территорию «тройки», регламентирует положение комиссии Таможенного союза, где четкая установка: если все документы у перевозчика в порядке, то на физический досмотр отправляется лишь часть его товара.

То есть проблемы с контрабандой наши специалисты советуют искать в самой России, как и ответы на претензии к качеству белорусской продукции. 

germanovich@sb.by
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter