Не в железного коня корм?

Можно ли старый мотоблок “напоить” другим топливом после исчезновения бензина “Нормаль-80” и кто может в этом помочь?

Можно ли старый мотоблок “напоить” другим топливом после исчезновения бензина “Нормаль-80” и кто может в этом помочь?

Наш читатель минчанин Владимир Коляго с тревогой ждет наступления посевного сезона. Беспокоят его
не последствия “Хавьера” и не поздняя весна, а информация о том, что с апреля началось поэтапное сокращение реализации бензина “Нормаль-80”.

— А ведь именно на этом топливе работает мой мотоблок, — объясняет свою тревогу Владимир Иванович. — Если “Нормаль-80” исчезнет из продажи, огород родителей-пенсионеров, которые живут в деревне, вспахать, а затем и обрабатывать будет нечем.

Проблема, с которой столкнулся наш читатель, после исчезновения из продажи 80-го бензина может стать актуальной для многих. Приусадебной техники старого образца, которая заправляется именно этим топливом, сегодня немало не только на крестьянских подворьях, но и у владельцев дачных участков.

Не заправишь — не поедешь

— Моему мотоблоку “далеко за двадцать”. Несмотря на длительный срок эксплуатации, техника работает исправно, но только на 80-м бензине, — рассказывает Владимир Коляго. — Если на АЗС исчезнет этот вид топлива, придется туго. А чем заменить железного помощника, не знаю. Развернуться на приусадебном участке, среди садовых деревьев, трактор “Беларус” не сможет. Лошади сегодня в дефиците. Многих односельчан беспокоит эта проблема. Попробовал пару раз поэкспериментировать, заливал в бак 92-й бензин. Но машина начинала барахлить, теряла мощность. Так можно и двигатель вывести из строя. А чтобы заменить его на новый, который сможет работать на 92-м бензине, надо выложить от шести до семи миллионов рублей. Пострадают и те, у кого в хозяйстве старый “Москвич” или мотоцикл. Выходит, и эту технику придется выбросить на свалку?

Тревога людей понятна. Если сокращения реализации упомянутого популярного и недорогого вида топлива и вправду не избежать, то чем это вызвано и какую альтернативу бензину “Нормаль-80” предложат производители приусадебной и другой техники ее владельцам?

Требования времени

Как подтвердили в концерне “Белнефтехим”, в стране действительно началось планомерное снижение применения автомобильного бензина “Нормаль-80”, что, как говорится в официальном ответе, “вызвано возрастающими экологическими требованиями, модернизацией оборудования нефтеперерабатывающих заводов, а также увеличением потребления и выпуска высокооктановых бензинов”. Главный специалист управления производства и сбыта нефтепродуктов концерна Сергей Бондарь при этом заверяет, что окончательное решение по выводу из эксплуатации данного вида топлива будет принято с учетом всех складывающихся обстоятельств. Потребителям не стоит бояться того, что их приусадебная техника останется без топлива.

Сергей Игоревич приводит имеющиеся у него данные о том, что “все мотоблоки и мини-тракторы, выпущенные РУП “Сморгонский агрегатный завод” за последние двадцать лет, оснащены карбюраторными двигателями для использования автобензина с октановым числом не ниже 92. Основные российские производители карбюраторных двигателей для грузовой автотехники (ОАО “Завод имени Лихачева” и ОАО “Ульяновский моторный завод”) в настоящее время также выпускают модели двигателей, которые могут эксплуатироваться на автобензине АИ-92, а произведенные ранее (к ним, наверное, можно отнести и мотоблок нашего читателя. — Прим. авт.) допускают использование высокооктановых бензинов после регулировки установочных параметров двигателя”.

Не напрасны ли в таком случае опасения тех, кто привык традиционно заправляться 80-м бензином? Как объяснили в концерне “Белнефтехим”, в розничной продаже “остатки” “восьмидесятого” будут реализовываться еще несколько месяцев. О наличии этого топлива на тех или иных АЗС можно будет узнать на сайте www.beloil.by.

Пока 80-й  бензин есть на АЗС, пусть и не на всех, беспокоиться не стоит. Но, как бы то ни было, в итоге он исчезнет из продажи: выпускать топливо, загрязняющее окружающую среду больше, чем другие его виды, себе дороже. И это понимают все. Получается, нашему читателю и другим владельцам старой техники, чтобы впоследствии не тратиться на покупку и установку нового двигателя, о том, как отрегулировать “установочные параметры” имеющегося, стоит задуматься уже сейчас.

За советом и разъяснениями корреспондент “НГ” решила обратиться в конструкторское бюро Минского тракторного завода. Как оказалось, мотоблок Владимира Коляго, УД-25 мощностью 12 лошадиных сил, был произведен в 1985 году именно на этом предприятии.

Проблема решаема? Пока не везде...

— Мини-тракторы и мотоблоки наше предприятие начало выпускать в 1978 году. Аналогичной техники, работающей на 80-м бензине, нами было произведено более 50 тысяч единиц, — рассказал начальник конструкторского бюро малогабаритной техники Минского тракторного завода Геннадий Гутор. — Двигатели для этой техники поставляли в то время из Петропавловска-Камчатского. Лет десять назад тракторы и мотоблоки с двигателями старого образца были сняты с производства. И такая техника стала выпускаться с моторами других марок.

По словам конструктора, для того чтобы адаптировать старый двигатель под использование 92-го бензина, необходимо отрегулировать зажигание и уменьшить камеру сгорания, а для этого нужны специальные знания, умение и оборудование.

Может быть, Минский моторный завод оказывает такие услуги? Но, как пояснили корреспонденту “НГ” в конструкторском бюро предприятия, завод производит только дизельные двигатели, поэтому карбюраторный здесь не отрегулируют.

В поисках ответа на свой вопрос мы обратились к ученым-конструкторам кафедры “Двигателей внутреннего сгорания” Белорусского национального технического университета, где нам объяснили, что “исследований по оценке показателей работы двигателя при замене бензина “Нормаль-80” на бензин АИ-92 не проводилось”. Поэтому конкретных рекомендаций здесь также дать не могут.

Корреспондент “НГ” решила уточнить, как же обстоят дела на практике, особенно в тех хозяйствах, где большой парк автомобилей, работающих на 80-м бензине.

— Не вижу особых трудностей в том, чтобы адаптировать карбюраторный двигатель автомобиля с 80-го на 92-й бензин, — убежден главный инженер автобазы Докшицкого райпо Михаил Каменецкий. — В нашем автохозяйстве двадцать автомобилей, лишь два из них работают на 92-м бензине. Остальные, если надо, переделаем своими силами под более качественное топливо. И зажигание сами настроим, и камеру сгорания уменьшим. Практика в этом деле у нас есть. А вообще считаю — чем чище бензин, тем для механизма лучше. Гораздо хуже, если вместо 92-го залить 80-й. В случае, если кто-то из местного населения обратится к нам за советом и помощью, то подскажем и проконсультируем, хотя услуга такая у нас не предусмотрена.

В поисках компромисса

С прогрессом не поспоришь. И старые тракторы, и “неэкологичный” бензин “Нормаль-80” отживают свой век, уступая место новым разработкам конструкторов и ученых. Но ведь должен быть какой-то компромисс? Если сегодня на ходу хотя бы пятая часть всей выпущенной техники старого образца, то проблема “адаптации” железных лошадок к более качественному топливу коснется как минимум десяти тысяч подворий. Если производство 80-го бензина все-таки будет полностью прекращено, то у нашего читателя и его товарищей по несчастью остается всего несколько выходов, которые достаточно накладны: искать “народных умельцев”, которые возьмутся переделать эксплуатируемый 25—30 лет двигатель, покупать новый мотор за 6—7 миллионов рублей или приобретать новую машину за несколько тысяч долларов.

Где же выход? Его, при желании, найти можно, и тоже есть несколько вариантов. Наш читатель предлагает продавать “Нормаль-80” в малых количествах, в канистрах, например. Но это временно, ведь на нефтеперерабатывающих заводах линии, производящие этот бензин, модернизируются и приспосабливаются под производство другого вида топлива. А вот для предприимчивых людей на местах переоборудование старых двигателей может стать источником дохода. Такую услугу за приемлемую плату людям смогут предложить и служба быта, и райпо, и местные СПК, где есть мастерские. Не выбрасывать же в самом деле еще “живую” технику на свалку.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter