В зерне, своем, урожайном и всепогодном – тоже сила белорусов. Эта сила всех нас защитит

Не в сделке — в зерне сила

Сыро даже на песках, живое болото — на поля не влезть...

Что за весна такая — холодная, стылая, с апрельским снегом и майскими заморозками…

Сложно работать из-за вымочек, там вода сходит очень медленно…

Если за апрель вода не сойдет, в структуру посевных площадей придется вносить коррективы…

Из-за переувлажнения сохраняется сложная агрометеорологическая обстановка для обработки почвы…

К концу марта началось резкое похолодание, выпал снег, неустойчивая погода сбила темпы полевых работ…

Листаю подшивку газеты, просматриваю записи из командировок, телефонных разговоров, прокручиваю по дням первые два весенних месяца. Как же не в пользу крестьян снова сформировался расклад, насколько непредсказуемо проявила себя вроде привычная им зона рискованного земледелия! Весна-2023, короче говоря, основательно испытала на прочность белорусский АПК, заставила капитально и максимально напрячь все его звенья.

Не впервой! Природные катаклизмы, по-моему, уже третью весну подряд основательно экзаменуют всех без исключения земледельцев. Но особенно, конечно, — главных менеджеров и стратегов весенней страды. А это, прежде всего, руководители сельхозпредприятий. Что ни говорите, но именно от них зависит ее исход. Победный, разумеется. Иного не дано. Да и невозможно! Ведь, если по большому счету, как бы не резвилась небесная канцелярия, все ее, пусть и непреднамеренные, потуги обречены: уж слишком велики мастерство, накопленный опыт, максимально задействованы самые современные агротехнические технологии и приемы. Ну и полная и тотальная мобилизация на результат. Это вам не 70—80-е годы прошлого столетия, когда, если кто помнит, из-за непогоды и, как следствие, массового недобора кормов, приходилось пичкать изголодавшийся скот веточным кормом, а даже подгнившая солома была за счастье. Да и потом еще случались разные провалы в сельском хозяйстве, которое в своем развитии никак не достигло характера всепогодности и практической неуязвимости.

А теперь, точнее, последние пару десятилетий, наш АПК в большинстве своем демонстрирует мировой уровень защищенности от природных капризов, прежде всего — излишней влажности, внезапных похолоданий или неожиданных засух. Даже к изменению климата и соответствующих ему поясов мы тоже по-хозяйски, с научным подходом, уже подстроились (храни нас Бог от более катастрофических сдвигов на планете, как это, порой, происходит, в других странах).

А почему? Ответ на поверхности: последние двадцать лет в сельское хозяйство государством вкладываются солидные средства, благодаря чему задействована современная отечественная техника, лучшие сорта и породы, передовые технологии и научные достижения. Уровень развития отрасли таков, что уже и сами предприятия, прежде всего, экономически эффективные — инвестируют собственные, из прибыли, средства в дальнейшее  развитие. И этот процесс уже необратим.
В Послании белорусскому народу и парламенту Александр Лукашенко подчеркнул, что продовольственная безопасность была обеспечена в полной мере, за последнее пятилетие в Беларуси вырастили лучший урожай зерновых. Президент также напомнил, что продовольственный экспорт в прошлом году впервые принес выручку свыше 8 миллиардов долларов: «И это при том, что мы же знаем, какие резервы есть еще во многих сельскохозяйственных организациях. Наведем жесточайший порядок, будем соблюдать технологическую дисциплину и регламенты — результаты будут на порядок выше. В мире население прирастает, голод охватывает все больше и больше стран».
Вот и этой весной что бы ни случилось — наш караван идет. Днями завершится посевная кампания — сложная, драматичная, с некоторым опозданием, но по большому счету — снова успешная. Это, вместе с осенним заделом, хорошая заявка на год. И не было бы счастья, да несчастье помогло. Я о санкциях. Лучше бы их, конечно, не было. Но, как уже неоднократно говорил Президент, это только дает нам новые возможности. Если честно, наши аграрии, может быть, еще и не все предоставленные санкциями возможности изучили, в каких-то направлениях они еще в процессе. Но повод для рывка в производстве и продажах сельхозпродукции более чем очевидный.

Что делать, все знают. Если кратко и по-крестьянски просто, задействовать каждый клочок земли, до последней сотки, вырастить продукцию белорусского качества, о котором знает весь мир, добавить ей максимальную стоимость и выгодно продать. Продовольственная безопасность страны — в приоритете, это не обсуждается, и она давно и прочно обеспечена: полный ассортимент на прилавках магазинов, гарантированное заполнение стабфондов на межсезонье и неприкосновенный запас. Стало быть, второе направление — максимальная диверсификация внешних рынков, рост экспорта и достижение здесь 10-миллиардного (в долларах, пока) рубежа.

Так что весна-2023 — ключевая пора надежды нашей. На достижение поставленной цели. На максимальное использование предоставившихся возможностей. В том числе и поэтому нам ничего не должно здесь помешать. Ни погода, ни санкции, ни потуги наших заклятых друзей.

Не только зерно и корма растут, как известно, на земле. Мясо и молоко фактически тоже. Соответственно, и все, что из них производится. Но зерно, в ассортименте, все же основа. Исходя из этого, перед аграриями в этом сельхозгоду стоит задача — собрать почти 9 миллионов тонн зерна. Непростая, с учетом климатических атак, но вполне посильная. А если поднапрячься, то, наверное, сможем и больше.

Ясно, зачем нам напрягаться. Полмира просит хлеба и к хлебу, потому что голодает. Братская Россия на этом фоне кратно увеличивает сборы зерна. Посмотрите, сколько копий сломано вокруг прошлогодних запасов украинского хлеба, так называемой зерновой сделки. Сегодня, кстати, истекает срок ее продления, на который согласилась Россия. И не ясно, что будет дальше. Евросоюз вместе с США хитрят, изворачиваются, тащат зерновозами украинский хлеб в свои закрома, лишая куска африканские и другие голодающие народы. При этом не выполняют условия всего пакета зерновой сделки, а именно: российские (да и белорусские) продовольствие и удобрения практически не выводят из-под санкций. Судя по всему, без четкого и ясного решения этой проблемы Россия больше не уступит ни пяди. И поделом!

А зерно крайне надо тем, кто в нем нуждается. Мало того, Минсельхоз США предупредил о резком падении производства пшеницы на Украине в этом году. Если в 2021-м собрано 33 миллиона тонн, то в предстоящем, если удастся, выйдет всего около 16. Упадут и другие зерновые показатели. Это и понятно, там сейчас не до пшеницы. О чем это говорит? Хлеба на планете станет еще меньше, а голодающих еще больше.

Вывод опять же однозначен: мир будет очень и очень нуждаться в продовольствии, только дай. Поэтому если не наше зерно (мы пока почти не готовы по производимым объемам поставлять зерно на экспорт), то белорусская продукция на его основе по-прежнему будет уходить в лет за границей. И мы здесь, конечно, не пиаримся на фоне проблем, а тем более бед других, включая и соседей, нет. Мы, с присущим белорусам мастерством продолжаем делать свою мирную работу — растить хлеб и к хлебу. Вариант у нас есть только один — этот.
О нем очень четко сказал Александр Лукашенко на совещании с активом Гомельской области 28 апреля. Президент подчеркнул приоритет экономики в обеспечении устойчивости и безопасности страны. Сегодня крайне важно обеспечить эффективную экономику. В этом случае можно сильно не переживать и за военную безопасность. «Поэтому экономика, мощь, единство людей — они не позволят развязать войну. Вот поэтому я с вас так жестоко и требую. Потому что лучше я с вас сейчас потребую, чем завтра дам винтовку и пошлю на фронт», — привел убедительные доводы Глава государства.
В зерне, своем, урожайном и всепогодном — тоже сила белорусов. Эта самая мощь формируется, набирает разбег и на весенних полях. И ее — ни раньше, ни потом — уже ничего не остановит. Наоборот, она всех нас надежно защитит.

mikhovich@sb.by
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter