Не в деньгах счастье, а в любви?

В  Беларуси  «племя  младое,  незнакомое»   не  готово  переступать  через  моральные  нормы  для  достижения  успеха

В  Беларуси  «племя  младое,  незнакомое»   не  готово  переступать  через  моральные  нормы  для  достижения  успеха 

Пару месяцев назад, когда я в своей рубрике позволила себе порассуждать о лучших представителях поколения next, отклики читателей не заставили себя долго ждать. Послания пришли в основном от тех, кто порядком настрадался от вынужденного сосуществования с «этими оболтусами», как обозвал племя «младое, незнакомое»  инженер на пенсии Дмитрий Суворов. «Ваши примеры меня не убедили (напомню, что рассказала о студентах БГУ, по собственному почину убиравших захламленные территории. — А.М.) Лично я наблюдаю совсем другие. Прямо под моей квартирой работает компьютерный клуб. Молодые наиграются, потом выходят покурить, швыряют окурки и банки, хамят и сквернословят». «В нашем доме живет удивительный сосед — на вид еще сопляк, а терроризирует своим «металлом» полдома, — поведал мне и минчанин Анатолий Костолевский.  — А что, говорит, по закону могу слушать свою музыку днем. И с него как с гуся вода. Не пойму, в кого они такие?». Третий читатель, из Гомеля, очень зол на подростков, что каждый вечер собираются под его окном в детсаду, пьют пиво и такое несут, что у добропорядочных граждан «уши вянут». 

Пока я размышляла над ответом — а возразить было трудно, так как эти картинки каждый день у самой перед глазами — пришли результаты соцопроса Института социологии РАН, проведенного в России. Вот уж они оказались бы созвучны умонастроениям моих респондентов. Данные исследований юных, и как казалось ученым, неиспорченных душ, проведенных в стране-соседке, и впрямь  шокирующие. 

— У 50 процентов молодежи наблюдается не вполне адекватное отношение к моральным устоям. До трети молодых людей не считают аномалиями проституцию, измену и аборты. Обогащение за счет других, хамство, пьянство, дачу и получение взятки, публичное проявление неприязни к людям других национальностей для них  приемлемо и нормально. А 55 процентов юношей и девушек готовы переступать через моральные нормы для достижения успеха, — эту информацию обнародовал на только что прошедших в Госдуме РФ  парламентских слушаниях, посвященных духовно-нравственному воспитанию, заместитель председателя комиссии Общественной палаты по социальной и демографической политике Евгений Юрьев. 

— Вы думаете, у нас в Беларуси не так? Россия-то рядом, — наверняка тут же спросят мои читатели-скептики. Думаю, все-таки нет, не так, или не совсем так. Несмотря на всю красноречивость вышеприведенных примеров. Если подросток курит и сквернословит, это совсем не значит, что он приветствует, скажем, проституцию и ксенофобию. Это, скорее, говорит об отсутствии общей культуры, не привитой в первую очередь родителями (по своему сыну вижу, как он впитывает с родительской помощью правила хорошего тона — с детской наивностью он уже возмущается, когда встречает девушку с сигаретой или мальчика с банкой пива, если видит брошенный кем-то на газон фантик). 

Что потом вырастет из таких «оболтусов» — другой вопрос, но совсем не обязательно, что нравственный урод. Мне же, к счастью, по жизни приходится сталкиваться с другими молодыми людьми — воспитанными и адекватными. И таких, знаю, много. 

— Мне не нужны большие деньги и какой-то там успех, — говорит 23-летний юноша, сын наших хороших друзей, переживающий ныне не очень счастливую лав-стори. Дочь столичного бизнесмена, учащаяся во Франции, в редкие моменты приезда в Минск отрывается «по полной» и везде водит парня за собой. Тот нехотя — все-таки видит девушку нечасто, да и влюблен, — соглашается ее сопровождать в дорогие рестораны и пафосные найт-клабы. — Но такая жизнь не по мне. Когда я смотрю на нуворишей, выбирающих себе очередную красотку на ночь, ничего, кроме отвращения, не чувствую. Мне для счастья, например, надо совсем немного: любимая девушка рядом, любимая работа, стабильность. Что-то не припомню уж больно счастливых из тех, кто сорит деньгами налево и направо — а таких, поверь, я навидался. 

Другой мой знакомый молодой человек, студент строительного колледжа, несмотря на свои двадцать, уже увлеченно трудится на одном из объектов столицы. Он  неплохо зарабатывает и строит реальные планы на жизнь. И у него и в мыслях нет переступить через какие-то нравственные нормы ради успеха или больших прибылей. При желании я могла бы рассказать не один десяток таких историй, да и мои читатели, уверена, тоже легко справились бы с этой задачей. Даже самые непримиримые из них. 

Рискну показаться идеалисткой, но есть у меня пока все основания надеяться, что Беларуси еще далеко до того «глубокого ценностного и духовно-нравственного кризиса», который поразил, по мнению российских депутатов, большую часть тамошней молодежи. Хотя и нам не помешают «укоренение нравственных ценностей, возвращение к духовным корням национальной жизни и решительная борьба государства со всем, что растлевает народ, поддержка традиционной классической культуры». Именно в этом думцы видят спасение своей нации. Здесь я двумя руками за драконовские меры. У нас в стране, кстати, действуют законы, ограждающие детей от доступа к наркотикам, алкоголю и табаку, от сексуальной эксплуатации, но те еще не слишком защищены от деструктивного влияния тоталитарных сект, потока насилия и непристойности в некоторых печатных и электронных СМИ и так далее. Там, в России, уже считают, что эти задачи не менее актуальны, чем развитие экономики и укрепление военной обороны. Трудно не согласиться. 

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter