Член-корреспондент НАН Беларуси Александр ДАНИЛОВ о патриотизме

Не утратить духовных опор

18 октября на страницах газет Издательского дома «Беларусь сегодня» был начат серьезный разговор о патриотизме: старт дискуссии дало большое интервью с Государственным секретарем Совета Безопасности Станиславом Засем («СБ» от 18.10.2018, «Есть такая нравственная ценность»). Завершая беседу с журналистом, Госсекретарь предложил всем, кто неравнодушен к будущему страны, присоединиться к обсуждению важнейшей темы патриотизма. На этот призыв откликнулись публицисты и политологи, философы и общественные деятели. Сегодня мы публикуем первый материал из серии откликов.


Разговор о патриотизме актуален во все времена. Только важно, как его вести: если формально, как это часто, к сожалению, бывает, тогда он совершенно бессмыслен. Если на «открытом нерве», тогда совершенно иное дело. Любовь к Родине формальной быть не может... Она или есть, и тогда эта любовь освещает весь жизненный путь человека, или ее нет, тогда «родина там, где больше платят и лучше жить». Как кому...


Александр Николаевич Данилов
ФОТО АЛЕКСАНДРА СТАДУБА.

Для моего поколения, родившегося в середине 1950–х годов, все кругом дышало патриотизмом. Многие родственники, соседи, учителя в школе — активные участники недавней войны. Мы играли в войну в послевоенном, еще не до конца восстановленном Витебске, собирали настоящее оружие и боеприпасы на новостройках, подражали своим отцам–победителям, строили памятники, записывали воспоминания фронтовиков. И готовы были отдать самое дорогое — жизнь за победу над ненавистным врагом. Мой отец Данилов Николай Афанасьевич из большой крестьянской семьи на Витебщине, перед самой войной был вывезен в Ленинград для получения рабочей специальности. Там и застала его блокада, добровольцем пошел на фронт, был несколько раз ранен, закончил войну в Кенигсберге гвардии старшим сержантом, командиром минометного расчета, кавалером двух медалей «За отвагу». Боевые награды отца и сейчас хранятся в отчем доме и составляют непреходящую гордость всей семьи, наших детей и внуков. Для нас он навсегда остался примером, кумиром, патриотом. Хотя эти слова и не произносились, чувство патриотизма зрело в наших душах, выражаясь в поступках и делах, формируя из нас личности.

Сегодня пропаганда, а зачастую и семья формируют неопределенное отношение к жертвенному, патриотическому и альтруистическому сознанию, которое часто направлено на десакрализацию таких понятий, как Родина, Отечество, патриотизм. Мир переводится из настоящего, с реальными проблемами, чувствами, ценностями, в некий виртуальный. Социальные институты и государственные структуры в нем — глобальная сеть, а главное действующее лицо — управляемый пользователь. Он включен в потребление программного продукта и, как наркоман, навсегда становится зависимым и уже не может выйти без посторонней помощи из этого искусственно созданного состояния.

Управляемый и безвольный человек — характерная составляющая современного глобального хаоса. И человек ли это вообще? Парализованы его воля, вера, нравственность, мораль, милосердие. Такой серый тип, внешне похожий на человека, полностью погружен в мир игры. Культурная среда, в которой формируются новые поколения граждан, наполняется некими артефактами, которые далеки от реальных смыслов человеческого сосуществования, они искажают, фальсифицируют и виртуализируют историческую правду. В ней все искажено до неузнаваемости — и традиции, и ценности, и смыслы... Здесь человеческие отношения строятся на выгоде, семья на расчете, подвергаются очернению герои и высмеиваются высоконравственные поступки...

Помните, в «Бесах» революционер и прожектер Шигалев говорил: мы дадим право на бесчестие, и тогда все к нам перебегут. Вот тогда, в 90–е, и было дано это «право». От него все пошло. Все это не могло не привести к моральному оскудению, новым трагедиям и потрясениям. Как точно сказал главный герой прекрасной повести Захара Прилепина «Санька»: «Революция приходит не сверху и не снизу — она наступает, когда истончаются все истины».

Сопровождавший распад Союза гуманитарный шабаш привел к утрате духовных опор общества, искажению ценностных ориентаций и традиций, связующих поколения, размыванию идеалов, смене нравственного образца героев, светлых устремлений и помыслов новых поколений и, наконец, — к утрате веры... Уже вовсю идет война с историческими традициями, развенчиваются недавние кумиры, перелицовывается на новый лад историческая правда, питающая патриотизм и чувства восхищения достижениями предков. Ложь, порождающая сомнение, как ржавчина разъедает еще вчера казавшиеся незыблемыми истины веры в добро и справедливость.

Насколько устойчива такая опора, подвергшаяся коррозии? Объяснения лежат в области современной морали, где отклонения от принятых правил человеческой жизнедеятельности и поведения признаются нормой и законодательно закрепляются как должная защита права меньшинства, а в искусстве и культуре сплошь наблюдается отход от прекрасного и высоконравственного. Семья, извечно построенная на любви мужчины и женщины, подается как отживший анахронизм, человеческая жертвенность, подвижничество, геройские проявления осмеиваются и подвергаются остракизму, где так называемая свобода нравов — превыше всего... Эта реальность современной жизни ведет мир к хаосу, народы и люди теряют способность договариваться, теряют потребность к диалогу... Появляется реальная возможность небольшой группе людей диктовать и безраздельно править миром... Теории, ранее воспринимавшиеся как самые фантастические утопии, могут превратиться в реальность.

ФОТО АЛЕКСАНДРА КУШНЕРА.

На чем же сегодня держится мир, дабы не сгинуть на веки вечные? Я все же убежден — на подвижничестве человека нравственного, с его верой в добро и справедливость, с его жертвенным служением Отечеству, истинным ценностям, которые формируются в семье и передаются из поколения в поколение. Культурная среда укореняет в человеке многообразие смыслов понимания жизни и постижения его созидательной роли на Земле.

К сожалению, нельзя не согласиться с сутью, заложенной в известном афоризме: «Кто контролирует прошлое, тот программирует будущее». В мире правит прагматизм. И всполохи пламени костров современной инквизиции, как в период Средневековья, все больше и больше обжигают гуманитарное и социальное знание, сокращая их преподавание, финансирование исследовательских проектов, умалчивая о возможностях и не замечая явных достижений ученых–гуманитариев. Нельзя забывать, что именно развитие культуры, искусства, литературы, гуманитарного знания, науки в целом всегда было эффективным инструментом развития человека, через расширение горизонта его ценностных смыслов и представлений, обогащение духовного мира. И это развитие шло именно по пути гуманизации самого человека и его отношений. Гуманитарная наука (философия, социология, филология, история, литература и др.) — как раз и есть то необходимейшее условие жизни и развития человека.

Народам нельзя навязывать формы быта, которые естественно не вытекают из его традиций. Всякая трансформация хороша только тогда, когда опирается на потребности в развитии, сформированные опытом истории. Нельзя предвидеть будущего, не извлекая уроков из собственной истории. Безусловно, новые риски и вызовы, с которыми сталкиваются страны, требуют своевременных и адекватных действий.

При этом надо хорошо понимать, что новые государства рождаются не на пустом месте и совместная недавняя судьба — это большое преимущество. И не надо так легко от него отказываться. Укоренение государственности, осознание населением собственного суверенитета, выстраивание национальной идентичности — время больших испытаний, связанных с предвкушением новой ответственности, стремлением утвердить свое национальное родство, пройти тест на идентичность, ощутить отличие от недавнего общего. И здесь очень много соблазнов, способных столкнуть в крайность национализма, фальсификации истории, в предъявление взаимных претензий соседям, в переоценку недавних общих достижений, побед и поражений, дележку мудрецов, гениев и народных героев.

Что предпринять, чтобы этого не случилось?

Во–первых, у новых государств должна быть объединяющая большинство населения консолидирующая цель в виде идеи, теории, смысла, нравственного примера. И обязательно — практика целеустремленной группы людей, их заразительный пример, подвижнический, в чем–то счастливый своей жертвенностью образ жизни, традиции, которые передаются из поколения в поколение, и счастье в повседневном бытии. Распад же начинается с сомнения, неверия, переходящего в нигилизм, в борьбу за национальную исключительность.

Во–вторых, страшен народ, потерявший память. Фальсификация прошлого обрекает его на новые трагедии, бессмысленные сражения и никому не нужные жертвы. За подобным беспамятством чаще всего стоят преступные действия конкретных людей, чинивших государственные перевороты, сеящих зло, раздор, ненависть, насилие и смерть невинных жертв. Сегодня — это действия по десоветизации, сносу памятников советским воинам — победителям Второй мировой войны, фальсификация совместной истории. На их фоне в начале ХХI века существенно изменились формы и методы внешнего влияния на государства, не принимающие современного варварства.

В–третьих, страна, где преобладают люди, ничего не знающие о своей истории и литературе, не увлеченные величием собственной культуры, не в состоянии что–то отстаивать или защищать... Такая страна обречена прозябать на обочине цивилизации. Вывод прост, но трудно исполним в жизни: не нужно бояться быть патриотом, прослыть консерватором, необходимо иметь гражданское мужество, чтобы говорить правду о прошлом, настоящем и будущем.

Новое время дополняет галерею достойных предшественников, рождает и новых героев, с которых современный молодой человек будет брать пример «с кого жизнь делать». В этом ряду Герои Беларуси военный летчик Владимир Корват, художник Михаил Савицкий, генеральный конструктор Михаил Высоцкий, а для меня и мой отец Николай Данилов, простой труженик, защитивший свою Родину от врага в минуту роковую. Они своими поступками и делами строили белорусское государство и нам завещали...

Александр ДАНИЛОВ, член-корреспондент НАН Беларуси.

ОБ АВТОРЕ

Александр Николаевич Данилов — доктор социологических наук, профессор, заведующий кафедрой социологии БГУ. Автор и соавтор более 250 научных публикаций, в том числе семи книг по актуальным проблемам развития современного общества. Подготовил пять докторов наук и 11 кандидатов наук. Является членом научно–методического совета Государственного комитета по науке и технологиям, общественно–консультационного совета по вопросам образования при Министерстве образования, специализированного совета по защите диссертаций при Белорусском государственном университете.
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter