Не уступить в конкурентной борьбе

Завтра день машиностроителя...  

В текущем году на Барановичском автоагрегатном заводе планируют освоить около 30 миллиардов рублей инвестиций, а в следующем — приблизиться к 40-миллиардному рубежу.

Продуманная инвестиционная политика позволяет предприятию меняться прямо на глазах. В цехах появились современные станки с ЧПУ, много нового оборудования находится в пути и вот-вот поступит на предприятие. Закупается автомобильная техника, ремонтируются и строятся производственные и складские помещения.

ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» одно из старейших машиностроительных предприятий в стране. Сейчас оно входит в состав холдинга «БелавтоМАЗ» и является одним из ведущих производителей автокомпонентов для грузовой и автобусной техники. Здесь разрабатываются и производятся высокотехнологичные и конкурентоспособные составные и запасные части для механических транспортных средств, прицепов, подвижного состава железнодорожного транспорта, а также товары народного потребления. Основная продукция — домкраты, амортизаторы, рулевые тяги и реактивные штанги. Всего здесь выпускают более 700 различных позиций комплектующих и запасных частей. Основные объемы продукции реализуются на внутреннем рынке, 70 % отгружается на головное предприятие — ОАО «Минский автомобильный завод». Более 50 % в общем объеме — инновационная продукция.

Автоагрегатный завод располагает механосборочным, инструментальным, штамповочным, термогальваническим производством, ремонтно-механическими и энергетическими цехами, пятью лабораториями, аккредитованным испытательным подразделением. «На предприятии проводится политика ускоренного переоснащения производства. Новое современное металлообрабатывающее и другое оборудование позволяет обеспечивать высокое качество продукции. А на следующий год запланировано еще более масштабное переоснащение», — рассказывает начальник отдела главного технолога Александр Форостяный.

О качестве и эффективности работы свидетельствует то, что у предприятия существует постоянный портфель заказов, и с каждым годом он становится все более увесистым. Важнейшая задача, над которой работает коллектив, — увеличение доли экспорта. Уже сейчас продукция завода поставляется на такие известные конвейеры, как компании «Группы ГАЗ», ООО «Ликинский автобус» и «Павловский автобус», на КамАЗ и МЗКТ, Автомобильный завод «Урал», ПА «Волжанин», ООО «Демпферсервис» и многие другие. География постоянно расширяется, предприятие осваивает рынки Казахстана, Украины, Прибалтики, есть опыт выхода на рынок Вьетнама и других стран.

Эффективное экспортное продвижение продукции как на конвейеры автопроизводителей, так и на вторичный рынок запасных частей требует четкой работы всех подразделений. Конструкторскому отделу в этой системе отводится важная роль, ведь именно там разрабатываются новые виды и модели продукции, а также усовершенствуются те, которые традиционно поставляются потребителям.

Рассказывает начальник отдела главного конструктора Иван Шимко:

Мы внедряем собственные разработки, а также изготавливаем комплектующие и запчасти по документации нашего основного партнера — Минского автозавода. Сейчас наметились серьезные перспективы по новым изделиям с такими автогигантами, как «Группа ГАЗ» и КамАЗ. Для Горьковского автозавода разработали гидравлический телескопический домкрат грузоподъемностью 2,5 тонны с очень хорошими перспективами по объемам поставок — до 100 тысяч штук в год. Автозавод запускает новое производство автомобилей семейства «ГАЗель Некст» с улучшенными потребительскими характеристиками, и мы будем одним из основных поставщиков домкратов. Для камского автогиганта разработаны и уже прошли испытания два вида амортизаторов с размерностью рабочего цилиндра 40 мм для среднетоннажных грузовиков. На базе этих новых разработок появились амортизаторы с таким же типоразмером и для «Группы ГАЗ», уже на согласовании находится конструкторская документация. В испытательном центре КамАЗа находится опытный образец домкрата грузоподъемностью 15 тонн. Это специальная разработка для этого предприятия. Трудимся и над другими моделями.

Работают барановичские конструкторы и на потребности вторичного рынка. В ассортименте имеются запчасти не только к отечественной технике, но и к грузовикам, автобусам, прицепам и полуприцепам известных западных производителей — «Ивеко», «ДАФ», «Сетра», «Неоплан» и другим. Многое делается по индивидуальным заказам. К примеру, в этом году для латвийской компании разработан амортизатор на полуприцепы «Шмитц», который работает почти в горизонтальном положении.

Барановичский автоагрегатный выпускает комплектующие и к железнодорожной технике. Гидравлические демпферы поставляются в Россию, Латвию и Казахстан. Сейчас осуществляется очень перспективный проект с Московским метрополитеном. Там белорусские элементы подвески проходят эксплуатационные испытания на новых вагонах «Русич» Мытищинского завода. Также барановичские конструкторы разработали и комплектующие для ремонта уже эксплуатируемых демпферов на электровозы, которые работают на РЖД уже несколько десятков лет. Изготовлены конструкторские разработки и документация на опытные образцы для Новочеркасского электровозостроительного завода. Сейчас согласовываются вопросы о вхождении на их сборочный конвейер.

Очевидно, что конкуренто­способность выпускаемой предприятием продукции подтверждается высоким покупательским спросом. Многолетний опыт в производстве, трудовой, научный и технический потенциал, а также смелые планы на перспективу — это хорошая основа для дальнейшего развития.

Прямая  речь

Директор ОАО «Барановичский автоагрегатный завод» Виталий Юркевич:

— На рынке производства автокомпонентов существует довольно серьезная конкуренция. Завод смог занять там свою нишу, и мы чувствуем себя достаточно уверенно. Но рынок сейчас требует соответствия продукции новым международным требованиям, которые становятся все более жесткими. Чтобы укрепить и расширить свои позиции, необходимы принципиально иные подходы к технологиям. В этом направлении мы сделали решительный шаг, внедрив в прошлом году систему менеджмента качества по стандарту ISO/TS 16949-2009, признаваемому Международной целевой группой автомобильной промышленности (IATF). Вместе с тем заводу удалось получить у «Группы ГАЗ» так называемый зеленый сертификат, который дает право поставок на их конвейеры. Также сертифицированы и многие другие процессы. Это говорит о многом, хотя еще предстоит огромная работа над тем, чтобы не только держать свой рынок, но и поставлять продукцию на мировые брендовые конвейеры. На предприятии разработан перспективный план инвестиционного развития на 5 лет, который активно выполняется. Мы тщательно просчитываем экономическую эффективность любой сделки и только в случае полной уверенности в необходимости покупки объявляем тендер, начинаем поиск поставщика. Любое решение принимается взвешенно и продуманно, что позволяет каждому экономически успешному проекту давать жизнь другому. Завод ориентируется в будущее, разрабатываются проекты под конкретные детали в замкнутом цикле производства. Те инвестиции, которые планируем вложить за пять лет, должны существенно изменить все. В перспективе мы стремимся создать предприятие, бренд которого был бы широко известен и уважаем не только на отечественном рынке, но и в ближнем и дальнем зарубежье. А люди были морально и материально удовлетворены своей работой.

Все это достигается трудом коллектива, в котором сплав молодости и опыта, что дает возможность быстро и грамотно принимать решения и продвигать идеи. Многое делается для раскрытия потенциала молодежи, для творческой работы всего персонала, ведь успех каждого работника — это успех предприятия в целом.

В канун профессионального праздника на заводе состоялось торжественное мероприятие, на котором чествовали тружеников. За значительный вклад в развитие предприятия и отрасли лучшие были награждены почетными грамотами холдинга «БелавтоМАЗ», Барановичского горисполкома и городского Совета депутатов и нашего предприятия. Я искренне поздравляю с праздником всех машиностроителей, желаю крепкого здоровья и трудовых успехов.

На снимках: оператор линии по резке труб Виктор ПЕХ; инженер-конструктор Павел ЕЩУК и главный конструктор Иван ШИМКО.

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter