Угонщики нередко отделываются незначительными наказаниями, потому что хозяева машин не предъявляют им иски о возмещении ущерба

Не украли, так покатались

Сегодня этот криминальный промысел — кража машин — не имеет такого размаха, как несколько десятков лет назад. Но тем не менее в оперативных сводках время от времени появляются сообщения о пропаже автомобилей со дворов и офисных парковок. Так кто же они, нынешние угонщики?

Коллаж Олега Попова

Могилевчанин Алексей в свои 32 года так и не повзрослел, не остепенился. Женился рано, но быстро развелся, вернулся жить к родителям. Серьезных отношений с противоположным полом больше не заводил, ограничивался случайными необременительными связями. Однажды совершил кражу, хотя в деньгах особо не нуждался. Получил судимость. Потом устроился водителем на частное предприятие.

В тот вечер после работы он позвонил 24-летней Тамаре и предложил покататься по городу. Причем сказал, что даст поводить и ей. Тамара только-только окончила курсы водителей и получила права. Ездила еще неуверенно, так что попрактиковаться в вождении согласилась сразу. Для моральной поддержки взяла с собой подружку Алину.

Колесили по городу они долго, и бензин в машине закончился. Логично было бы отправиться на заправку, но Алексей рассудил иначе: решил, бросив собственную машину, пересесть на служебную. Благо фирма, где он работал, оказалась рядом с местом вынужденной остановки. Сторожа, хорошо знавшие Алексея, без проблем выпустили «Рено» со стоянки предприятия, полагая, что водителя куда-то командировало начальство.

Тамара пересела за руль другого автомобиля и вновь стала наматывать круги по городу. Однако удача в тот день была явно не на ее стороне. Около одной из многоэтажек она не справилась с управлением и врезалась в авто.

Прибывшие сотрудники милиции быстро установили, что в вечернее нерабочее время водитель взял автомобиль предприятия, где трудился, без разрешения, то есть угнал его. За совершенное ДТП Тамара лишилась водительских прав. Алексей потерял работу и был приговорен к 1 году и 5 месяцам ограничения свободы с направлением в исправительное учреждение открытого типа, так называемую химию.

Помощник прокурора Могилева Александр Борозновский комментирует:

— Точный портрет угонщика сегодня составить довольно сложно: садятся за руль чужих автомобилей без цели кражи — просто покататься, то есть совершают угон — люди самого разного возраста и социального положения. Чаще всего в нетрезвом состоянии, но далеко не всегда.

Недавно 45-летний житель Могилевского района, который трудится на сельхозпредприятии, шел после работы на вокзал. Увидел микроавтобус с открытой дверью. Прихватил из салона понравившиеся вещи. А неподалеку стояли «Жигули». Также незакрытые. Он их умудрился завести и покатил на вокзал. Проехал около полутора километров. Машину бросил. Взял два украденных в микроавтобусе баллончика с монтажной пеной и профессиональный строительный пистолет. На вокзале купил билет на дизель-поезд и отправился домой в свою деревню.

Утром владелец «Жигулей», не обнаружив возле подъезда машину, обратился в милицию. Угонщика вычислили быстро. Учитывая, что он прежде не имел проблем с законом, приговор суда был несуровым — исправительные работы.

И еще случай. Учащиеся могилевского колледжа увели зеленые «Жигули», припаркованные на улице Гришина в областном центре. Всю ночь гоняли по дорогам, а под утро машину бросили недалеко от места жительства. На следствии свои действия объяснили бесхитростно: «Очень хотелось покататься, а на личный автомобиль еще не заработали».

Елена Шумейко, старший помощник прокурора Могилевской области, говорит:

— Если в целом на Могилевщине количество угонов снижается, то в самом областном центре, напротив, растет. За четыре месяца этого года в области совершено 20 угонов, за аналогичный период прошлого — 29. В Могилеве же в прошлом году в январе — апреле автомобили угоняли 9 раз, а в этом — 10. Зато порадовала ситуация в Бобруйске: всего один случай против прошлогодних семи.

Александр Борозновский делится своими наблюдениями:

— Чаще всего угоняют старенькие «Жигули» или иномарки, припаркованные во дворах. Недорогие машины — легкая добыча: нередко в них оставляют открытыми дверцы, их почти никогда не оборудуют противоугонной сигнализацией. Владельцами таких авто обычно являются пенсионеры или, напротив, совсем молодые люди, едва получившие права и желающие попрактиковаться на недорогих моделях. Именно хозяева автомобилей нередко провоцируют угоны, не обеспечивая мер по сохранности своего транспорта. Более того, когда сотрудники правоохранительных органов возвращают им угнанные машины, владельцы, как правило, всем довольны, не подают иски в суд о возмещении ущерба, поэтому угонщики становятся все более уверенными в своей безнаказанности: знают, что если и попадутся, отделаются малой кровью. А так быть не должно.

В ТЕМУ

«За четыре месяца 2020 года в Минске похищено 5 и угнано 20 авто. За такой же период 2019-го зафиксировали 6 краж и 24 угона. Как видим, угонов больше. Это когда злоумышленники завладевают транспортным средством без цели его хищения, чтобы проехать из пункта А в пункт Б и там его оставить. В случае кражи преследуется иной умысел: продать, разукомплектовать, то есть поиметь с чужой собственности материальную выгоду», — приводит агентство «Минск-Новости» слова начальника отдела управления уголовного розыска криминальной милиции ГУВД Мингорисполкома Тимофея Дорошевича.

mendeleva@mail.ru
Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter