Психотерапевт: настоящий мужчина – это не тот, кто дерется и забивает гвозди

Не учите медведя кататься на велосипеде

Нет такого закона, который предписывает, каким должен быть «настоящий мужчина». Но интуитивно мы примерно представляем, какими качествами он обладает. Но правда ли носитель Y-хромосомы обязан быть таким, как говорят, или эти стереотипы давно устарели и отравляют нам жизнь? Об этом мы поговорили с членом Президиума правления Белорусской ассоциации психотерапевтов доктором медицинских наук Сергеем Игумновым.



***

Вроде бы мы современные люди. Но до сих пор некоторые «мачо» чураются «женской» работы, стесняются лишний раз к врачу сходить, чтобы их не посчитали мнительными, и с трудом выражают свои чувства. Даже подсчитано, что в речи мужчин меньше слов, которые обозначают чувства.

Психотерапевт Сергей Игумнов
уверен, что постоянно находиться под прессингом представлений, думать, соответствуешь ты им или нет, тяжело. Чтобы чувствовать себя счастливым и жить полной жизнью, нужно руководствоваться не стереотипами, а собственными внутренними ценностями и критериями.

– Традиционно считалось и считается, что роль лидера принадлежит мужчине. Но не каждый хочет и не каждый способен им быть. Представьте, что от спокойного человека, который не любит конфликтов, не любит выделяться, требуют стать у руля. Это все равно что заставлять медведя кататься на велосипеде.

Представления о жизни и мужественности меняются. Больше нет жесткой необходимости разделять занятия по половому признаку:

– Раньше хозяйка должна была и хлеб выпекать, и дом в порядке содержать, а хозяин – не просто гвозди забивать, но и строить дом для своей семьи. Сейчас все поменялось. Американцы еще в 70-е годы ХХ века заметили, что стали разоряться ранее популярные магазины по принципу «Сделай сам». Просто появилось множество узкоспециализированных фирм, которые все процессы, связанные с забиванием гвоздей, сборкой мебели, ремонтом автомобилей, взяли на себя. И так во многих сферах.

Но почитайте комментарии на форумах. Станет понятно, что в мире, где и мужчины, и женщины работают, занимаются домашними делами, огромное ко­личество людей до сих пор руководствуется устаревшими принципами и мыслит категориями «настоящий мужик должен». Сергей Александрович считает, что одна из причин – большое количество мальчиков, растущих без отца:

– У них нет перед глазами примера нормального мужского поведения. И могут возникнуть две крайности. Первая – это отрицание проявлений нормальной мужественности. А вторая – у ребенка складывается ложное мнение о мужчине как о жестком, грубом и властном человеке. Работая с подростками, я заметил, что у них часто существует представление о мужественности, как о брутальности. Мальчики начинают подражать персонажам боевиков или даже «героям» из подворотни.

В полных семьях тоже передаются стереотипы:

– Сила привычки миллионов людей очень велика. Потребуется смена не одного поколения, чтобы что-то изменить. Но сейчас появляются и другие представления. Настоящий мужчина – это не тот, кто дерется и занимается сугубо мужскими делами. А тот, кто не побоится проявить настоящие чувства, позаботиться о близких. Это очень важно и очень позитивно. Помните, как все обсуждали ситуацию с основателем «Фейсбука» Марком Цукербергом, который вышел в декрет, чтобы побыть со своим новорожденным ребенком?

***

В жизни всякое случается. Тяжелая экономическая ситуация, потеря работы, болезнь. А мы же помним, что гендерные стереотипы приписы­вают мужчине быть основным кормильцем семьи:

– В реальности все может быть не так. Когда в мире закрывались шахты, резко возрастала частота случаев алкогольной зависимости, самоубийств среди мужчин-шах­теров. Особенно среди людей зрелого возраста, которым труднее адаптироваться к изменениям. Такое же происходило при массовом сокращении вооруженных сил, начиная еще с хрущевских времен, периода перестройки.

Как в нашей стране, так и на постсоветском пространстве мужчины в возрасте от 40 до 59 лет находятся в группе риска:

– На людей давит стереотипное представление о том, что с выходом на пенсию человек свои лидерские полномочия складывает, уходит в отставку не только по службе. В такой ситуации защитит хобби.

Те, кто помимо работы чем-то занимается (изобразительное искусство, рукоделие, умение что-то мастерить, рыбалка), достоверно дольше живут. А те, кто не имеет хобби, подвержен синдрому психологических фантомных болей.

Причем в хобби нет разделения на мужские и женские. Увлеченные одним делом люди понимают друг друга независимо от пола. Вспомните фильм про первую в мире женщину-посла Александру Коллонтай, которая установила взаимопонимание со шведским королем на почве его любви к вышиванию.

– Самый главный совет – на­учитесь понимать себя. Очень важно знать свои желания, сильные и слабые стороны.


Что заставит вас плакать?


Марат Михайлов, художник:

– Не плакал лет десять. Если на все реагировать, нервов не хватит. Защитная реакция такая. Сейчас меня могут взволновать фильмы или детские мультики. Трогает проявление человечности в лучшем виде. Например, пять лет назад пересматривал «Короля льва», и был момент, когда хотелось заплакать.

Филипп Биканов, социолог:

– Я вообще сентиментальный.  Могу над книжкой поплакать иногда. Недавно перечитывал «Бесконечную историю» Энде. Как рыдал над ней в детстве, так и сейчас слезу пустил. Еще помню моноспектакль «Синий автомобиль». В нем последний монолог суперсветлый, тоже на добрые слезы пробило.

Михаил Прохорович, преподаватель математики:

– Если молотком по пальцу попаду, то слезы потекут, наверное. Но это не считается. Вообще мужчинам не принято плакать. Но когда некоторые студенты сдают экзамен по математическому анализу, тут уж хочется обнять и плакать.

Никита Спица, кузнец:

– Участвовал недавно в фестивале научной фантастики. Стою в очереди, чтобы «испытать» очки 3D-реальности и поиграть в игру про Бэтмена. Там как раз был момент, когда главный герой попал под действие газа, и ему казалось, что все вокруг и он сам Джокеры. И тут ко мне подошли два человека в костюмах Джокера. Это было так здорово, аккурат по сюжету, что я распереживался и почти прослезился. А если серьезно, настоящие слезы случаются, когда неожиданно предают те, кому доверял.

Олег Белоусов, IT-специалист:

– Никогда не плакал от физической боли, если только в детстве. Даже в школе одноклассники удивлялись и рассказывали друзьям про меня – «тот парень часто дерется, но никогда не плачет». Я был очень добрым ребенком, поэтому ко мне цеплялись, и приходилось защищаться. Но вот боль душевная может заставить и заплакать. Страшнее всего потерять родного человека.

Никита Монич, научный сотрудник Национального художественного музея:

– Несправедливость в отношении меня и других. В детстве даже до истерики доходило. А еще слезы может вызвать искусство, например, хороший фильм или музыка. Подростком услышал песню Евгения Гришковца «Петь». Удивительно щемящая композиция вызвала волну слез, после которой стало хорошо-хорошо.

Игорь Казанцев, дизайнер:

– Самые искренние слезы, когда говоришь важные для себя вещи, и близкие люди их принимают. Сказать родителям, что любишь их и благодарен за такую жизнь. А другой вариант, когда сталкиваешься с непониманием и выслушиваешь жесткую критику в свой адрес. Сильно расстраивают ссоры из-за чего-то незначительного вроде выбора цвета краски для стен.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter