Не тяни резину!

Попробуйте отгадать загадку из серии "удивительное рядом".
Попробуйте отгадать загадку из серии "удивительное рядом". Для этого включите фантазию на максимальную мощность и вообразите, что перед вами - груда бесполезных на первый взгляд резиновых обрезков. Теперь внимание! Вопрос: как весь этот химический мусор превратить в элегантный вместительный саквояжик, плотно набитый хрустящими стодолларовыми ассигнациями? Не торопитесь: Копперфильд в паре с Акопяном в данном случае блаженно отдыхают. Сдаетесь? А вот в Следственном комитете при МВД, когда туда попал этот "ребус", руки не опустили. Вникнув в хитроумную вязь документальных комбинаций, следователь Павел Яскевич и его коллеги сумели раскрыть тайну "фокуса", который на протяжении нескольких лет удавалось демонстрировать двум вполне солидным мужчинам. Директор и главный инженер Бобруйского шиноремонтного завода умудрялись улучшать собственное благосостояние именно благодаря непрезентабельным резиновым отходам...

Надо полагать, идея делать деньги из резины родилась еще в ту пору, когда будущие удачливые "чародеи" трудились на Бобруйском шинном комбинате. Они не могли не видеть, что в процессе изготовления автомобильной "обувки" остаются отходы, найти применение которым на самом предприятии невозможно. Поэтому, естественно, и стоят такие обрезки не больше гроша в базарный день. Этим, собственно, и воспользовались впоследствии коллеги, когда по прихоти карьерного роста оказались в руководстве шиноремонтного завода. Будучи неплохими специалистами, они знали, что на вверенном им предприятии отходы так называемых резиновых смесей очень даже "ко двору". Смешивая их с хорошей резиной, можно ремонтировать покрышки не хуже, чем с помощью качественного, но дорогостоящего сырья. На этом и строился основной расчет. Упрощенно суть его состояла в том, чтобы отходы резины оформлять как качественный продукт, а разницу в стоимости класть в собственный карман.

На практике схема работала следующим образом. Как установили сотрудники Следственного комитета, директор и главный инженер шиноремонтного завода договаривались с коммерческими фирмами, которые от своего имени покупали на шинном комбинате дешевые отходы. Затем эти отходы перевозились на завод и через несколько дней оприходовались там как качественная резиновая смесь, поступившая от частных структур. Якобы расплачиваясь за эту самую "резиновую смесь", завод перечислял фирмам немалые деньги. А поскольку фирмы представляли собой обычные финансовые компании ("финки"), деньги обналичивались и передавались через посредника в руки "криминальным талантам" с шиноремонтного завода. Такие махинации с февраля 1998 по май 2000 года проворачивались неоднократно. Чтобы реально оценить их масштаб, достаточно привести хотя бы один пример.

В середине января 1999 года частное предприятие из Заславля якобы приобрело на Бобруйском шинном комбинате чуть более двух тонн отходов на общую сумму 224,4 рубля (несколько долларов на тот момент. - С.К.). Эти отходы поступили на шиноремонтный завод и были оформлены как "качественная бутиловая резиновая смесь", отгруженная заславской фирмой. После чего, по мнению следствия, директор шиноремонтного завода подписал платежное поручение о перечислении в Заславль 568.480 рублей, что в эквиваленте составило 4.180 долларов. То есть чистый "навар" директора с подельником составил несколько тысяч долларов! И это только по одной сделке. А ведь и во всех остальных случаях стоимость реальных отходов и виртуального качественного сырья отличалась в сотни, а то и в тысячи раз. Исходя из этих цифр, можно сказать, что бобруйчане открыли новый вид криминального бизнеса, по рентабельности сопоставимого разве что с незаконной торговлей оружием или наркотиками...

Возможно, у кого-то из читателей возникнет резонный вопрос: как руководству шиноремонтного завода удавалось столько времени безнаказанно выдавать "щегла за орла"? Ведь, кроме них, были и другие специалисты, которые не могли не заметить подмены качественной резины неликвидными обрезками. Оказывается, могли. По крайней мере, материалами уголовного дела установлено, что всеми вопросами закупки резиновых смесей у коммерческих организаций на заводе занимались лично директор и главный инженер. Никаких согласований с соответствующими службами при этом не проводилось, экономические обоснования не составлялись, подлинные сопроводительные документы на груз подменялись руководством на фиктивные, расходование сырья контролировалось "на глаз" и т.д. Естественно, при подобной организации производства не составило бы труда и детскую карусель выдавать за космический аппарат.

Интересно, что иногда руководители шиноремонтного завода использовали и другой алгоритм хищений. Например, с московской фирмой составлялся фиктивный бартерный договор на поставку резиновой смеси в обмен на сельскохозяйственную технику. Под видом резиновой смеси на завод поступали отходы, приобретенные за бесценок одной из белорусских финансовых компаний. Выполняя свои ложные договорные обязательства, бобруйский завод поставлял сельхозтехнику москвичам, а те, в свою очередь, расплачивались "наличкой". Конечно, не с самим заводом, а с его высшим руководящим звеном.

Впрочем, для нормальной работы шиноремонтному заводу требовалось и качественное сырье - в конце концов, на одних обрезках он долго не протянул бы. И из этой ситуации смекалистые руководители нашли выход. Для начала они, судя по материалам уголовного дела, договорились о "сотрудничестве" с земляком, владевшим оффшорной фирмой в Назрани. С этой фирмой, допустим, заключался договор поставки качественных резиновых смесей в количестве 15 тонн на сумму 2.457.000 белорусских рублей. На самом деле сырье приобреталось у ярославской фирмы за 135 тысяч российских рублей (1.347.300 белорусских рублей по курсу Нацбанка). Перечисленные заводом на счет назранской фирмы в рижском банке 2.457.000 белорусских рублей конвертировались в 135 тысяч российских рублей и доллары США. Дальше российские рубли по "безналу" переводились в Ярославль, а наличные доллары передавались непосредственно директору и главному инженеру бобруйского предприятия.

Стоит сказать, что все эти схемы хищений действовали практически до того момента, пока шиноремонтный завод не был включен в состав комбината "Белшина", а потом и реорганизован в шиноремонтное производство. К тому времени, по некоторым подсчетам, "гении колесного иллюзиона" успели обогатиться на сумму порядка 200 тысяч долларов. Сейчас уголовное дело, в котором они фигурируют, Следственный комитет при МВД передал на рассмотрение в суд Первомайского района Бобруйска. Фемида и должна определить, во что обойдется расхитителям открытый ими "резиновый Клондайк".
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter