Уникальные изделия из овечьей шерсти в Дрибинском районе производят с XVIII века

Не только валенки валять

По преданию, странствующие шаповалы, или, как их еще называют, катрушники, появились на Дрибинщине в 1700-х годах. Владелец местного имения заинтересовался прибыльным промыслом и пригласил их остаться. Впрочем, привычку путешествовать мастера и их потомки не утрачивали еще долгое время. Земли тут песчаные, одним сельским хозяйством на жизнь не заработаешь. Поэтому в середине сентября, когда с полей убирали хлеб, шаповалы отправлялись по городам и селам на заработки.

Фото из архива «СБ»

Никаких особых условий для организации рабочего места не требовалось. Не случайно говорят: где шаповал встал, там и его стан. Во-первых, сами инструменты не особо мудреные: брында (приспособление для рыхления, состоящее из решетки и струны из овечьей кишки), щетки для расчесывания. И хотя для полного цикла создания тех же валенок требуется проделать до 40 различных операций, тут, скорее, важна даже не техническая составляющая, а профессиональные знания и набитая рука. Во-вторых, для работы на чужом дворе не надо специально закупать овечью шерсть — материал предоставляют хозяева, мастер только выполняет свою работу. А учитывая, что изготовление обуви или головных уборов (шаповальство — это не только про валенки) на всю семью занимает как минимум неделю, катрушник все это время живет и столуется тут же. Как ни крути, экономия, причем солидная. Поэтому такой способ работы (его называли отхожим) был очень распространенным. Вплоть до начала XX века, пока изделия из валяной шерсти были востребованы, дрибинские шаповалы исходили всю Беларусь и соседние территории, а один, говорят, добрался даже до Америки.


Центром шаповальства на Дрибинщине издавна считалась деревня Покутье. Когда-то шерсть валяли тут буквально в каждом дворе. Кстати, этот промысел и сейчас не утрачен — его восстановлением, изучением, развитием и популяризацией занимаются специалисты Дрибинского районного историко-этнографического музея. Здесь создано любительское объединение «Шаповал» и организован детский коллектив «Катрушник». Можно своими глазами увидеть процесс работы от начала и до конца, пообщаться с мастерами и даже попробовать самому узнать, настолько ли простое это дело — валенки валять. Кстати, несмотря на то что современные люди предпочитают кожаную и текстильную обувь, дрибинские валенки не теряют позиций — их носят даже в Великобритании, Италии и Австралии. Как говорится, и там знают наших!

В 2009 году творчество мастеров-шаповалов Дрибинского района Могилевской области получило статус объекта Государственного списка историко-культурных ценностей Беларуси. Уникальные изделия из овечьей шерсти здесь производят с XVIII века.

Чтоб никто не догадался

Дрибинские шаповалы придумали свой тайный язык — катрушницкий лемезень. Этот профессиональный сленг, насчитывающий около 3 тысяч слов, активно использовался и сохранялся долгое время. Даже сейчас местные жители нет-нет, да и ввернут в разговор какую-нибудь непонятную приезжим фразочку. Что до причин, по которым он был создан, то главная из них — безопасность: тайный язык помогал сохранять профессиональные секреты и избегать опасностей, в том числе и со стороны грабителей, которые были не прочь поживиться за счет состоятельных мастеров. Не будем забывать, что работа шаповала стоила недешево. Лемезень считался исключительно мужским способом общения, и мальчиков ему обучали с малолетства.

bebenina@sb.by


Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter