Не теряйте головы!

Опасная паутина
Опасная паутина

Попробуйте ввести в любом интернет–поисковике запрос со словом «суицид». Система предложит на выбор десятки сайтов, на которых молодые и не очень люди делятся своими «рецептами» ухода из жизни. Этим уже давно никого не удивишь. Увы... Но когда виртуальные планы становятся реальными, сразу поднимается ажиотаж и весь мир живо обсуждает: неужели этот мальчик покончил с собой под влиянием сети?

На днях Интернет всколыхнула новость о «городе самоубийств» — так окрестили валлийский Бридженд легкие на руку «акулы пера». В его окрестностях покончили с собой уже 17 человек. Последняя жертва — 16–летняя девушка. Все молодые люди, решившиеся на последний шаг, якобы являются сторонниками тайного интернет–культа. Их товарищи, зарегистрированные на одном из сетевых порталов, создают виртуальные страницы, обмениваются виртуальными кирпичиками и «строят» мемориальные стены скорби...

Согласитесь — информация интригует. Настоящая сенсация! Можно смело писать сценарий и снимать художественный фильм... Но, право, иногда очень стыдно за некоторых коллег, которые смакуют несчастные случаи, наплевав на «Превенцию самоубийств», которую специально для СМИ разработала Всемирная организация здравоохранения. Мотивировка, детальное описание способов суицида, тайные подробности из жизни жертв, даже их «героизация»... Этим грешат многие газеты и телеканалы, тем самым в разы увеличивая количество подражателей и нивелируя все усилия медиков и психологов. Ничего, кроме отвращения, такая журналистика не вызывает.

Да, в Интернете сейчас можно жить, и для многих эта жизнь милее, чем настоящая. В различных «социальных сетях» типа Myspace, Bebo и т.д. впечатлительные подростки находят укромные уголки, где и обсуждают проблемы жизни и смерти. Повальное увлечение онлайн–играми тоже не проходит даром. Игрок, который полностью олицетворяет себя с виртуальным персонажем, теряет контроль над чувствами. Несколько лет назад в Китае геймер убил своего товарища только из–за того, что тот... продал на аукционе его компьютерный меч — «прокачанную» «саблю дракона».

Случаев таких не счесть: молодой человек в США уходит из жизни, проиграв виртуальные «артефакты». Отец семейства, засидевшись за монитором, забывает о своем маленьком сыне, и тот умирает... У нас, к счастью, массовой сетевой эпидемии пока нет, но специалисты уже давно бьют тревогу.

— С компьютерной зависимостью у детей с каждым годом сталкиваюсь все чаще, — вздыхает психотерапевт Минского детско–подросткового психоневрологического диспансера Ольга Гладкевич. — У ребят сейчас слишком большая нагрузка — занятия в школе, потом домашние задания... Самый простой способ «отключиться», расслабиться — поиграть в компьютер. 40 минут за монитором в день психике не навредят, но недавно я лечила 15–летнего подростка, который играл по 17 часов в сутки! Когда отец пытался его вразумить, мальчишка нервничал, огрызался и даже лез в драку. В этот момент он не осознавал, что происходит вокруг.

Как бороться с подобной зависимостью? Рецепт банален и, наверное, поэтому так трудно выполним. Ребят нужно с детства учить соблюдать режим труда и отдыха, прививать любовь к «живым» видам спорта. Иначе «черная сеть» возьмет свое.

Это уже не анекдот: муж и жена, вместо того чтобы позвонить друг другу по телефону, обмениваются сообщениями на «Одноклассниках». Обезумевшие молодчики выкладывают в сеть отснятые на мобильник видеоролики с жесткими избиениями, рекламируя и пропагандируя агрессию.

— В моей практике был случай, когда от компьютерной зависимости лечил даже... военного психолога! — вспоминает заведующий медико–психологическим отделением Минского городского наркологического диспансера Вячеслав Цырлин. — Взрослый мужчина просто решил спрятаться от жизни в «стратегиях» и «стрелялках». Как всегда в таких случаях, предмет своей зависимости выгораживал, будто лучшего друга. Восстановить у пациентов нарушенную связь с реальностью порой невероятно сложно.

Говоря о компьютерах и Интернете, мы почему–то все больше обсуждаем правовые аспекты — скажем, работу нелегальных сетевых магазинов или проблему авторских прав. О «поцарапанной» психологии современной молодежи заикаются лишь отдельные моралисты, но у кого есть время их слушать? Хочется верить, что когда–нибудь в виртуальный мир пожалует не только налоговый инспектор, но и психолог, за которым будут стоять опытные программисты, призванные порвать в клочья «черную сеть».

Фото РЕЙТЕР.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter