Не свое – не бери!

Почему наглеют рыночные вымогатели?
Почему наглеют рыночные вымогатели?

Свою поездку в Бобруйск 26–летний Леонид Назаренко запомнит надолго, ведь придется держать ответ и за вымогательство, и за грабеж, и за разбой. С чего все началось? Теперь он и сам толком не может объяснить, зачем угрожал расправой владельцам торговых точек.

...В 90–е годы мало кто из бизнесменов, и крупных, и мелких, не сталкивался с крепкими бритоголовыми парнями, предлагавшими свою охрану и защиту, облагавшими «крышуемых» ежемесячной данью. Но времена доморощенных «гангстеров», кажется, прошли... По крайней мере, не разгуливают по городам «бригады» наглых «защитников» в спортивной форме, да и слово «рэкетир» из нашего лексикона почти исчезло. Почему же Ленька вдруг вспомнил годы своей ранней молодости?

...В воскресенье, прогуливаясь по рынку поселка Еловики, он примерил ботинки, взял их, не рассчитавшись, не спеша отправился бродить вдоль рядов. Прятаться или бежать даже не думал, был уверен, что ничего за это не будет.

В палатке, где торговала бобруйчанка, Леньке приглянулись еще и солнечные очки. «Давай–ка их, тетенька, сюда, если жизнь дорога», — прорычал он. «Тетка» оказалась не из робких, подняла крик, дала отпор. Но, даже потерпев поражение, «рэкетир» не успокоился. Он прямиком отправился к девчонке, торговавшей неподалеку. Приставил бедняжке нож к горлу, потребовал 20 тысяч рублей.

Конечно, его арестовали, водворили в изолятор временного содержания.

Милиционеры говорят, что на бандита Ленька совсем не похож, вряд ли стал бы кого–то грабить на темной улице. Зато на многолюдном рынке средь бела дня почему–то не постеснялся!

Случай, конечно, возмутительный. Но незадолго до Ленькиных похождений в Бобруйске «бандит» у всех на глазах пытался забрать телевизор из кафе бизнесмена, а еще раньше двое бездельников хотели отобрать у владельца павильона видеомагнитофон. Кстати, случаев, когда нахал подходит к частному киоску, ни от кого не прячась, и, глядя в глаза хозяину, забирает с прилавка... несколько «киндер–сюрпризов», туалетную воду, джинсы или куртку, в последнее время немало...

Почему такое происходит?

Начальник отдела информации и общественных связей УВД Могилевского облисполкома Роман Посохов объясняет: крадут товары с частных прилавков оттого, что не каждый начинающий воришка рискнет забраться в чужую квартиру, а стащить что–то на рынке или в маленьком магазинчике намного проще. Да и, как бы цинично это ни звучало, есть возможность выбора — злоумышленник видит, что берет, это не сумочка или кошелек, которые могут оказаться пустыми.

Татьяна Горбанюк, старший инспектор группы информации и общественных связей ГОВД Бобруйска (именно в этом городе совершается наибольшее количество таких краж и грабежей), изучив статистику за последний год, сделала любопытные выводы. Во–первых, в небольших киосках, павильонах, палатках, как правило, торгует один человек. Даже заметив злоумышленника, он не оставит рабочее место, не погонится за вором или грабителем, останется «сторожить» другие товары, боясь потерять больше. К тому же разбойники почему–то на все сто убеждены, что любой человек, имеющий собственное дело, — «богатенький Буратино», который ничуть не расстроится из–за «изъятой» у него мелочи, в милицию не побежит...

Что ж, логика в таких наблюдениях есть. А если появилась проблема, надо думать, что с ней делать...

(Некоторые фамилии изменены.)

Фото Николая ТИТОВА.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter