Если виновен — ответишь, таков основной принцип антикоррупционной политики

Не свое не бери

Попытки использовать власть в личных целях, обогатиться на взятке или краже часто оборачивались лишь годами за решеткой и презрением общества. Не спасают ни должности, ни былые заслуги и связи. Если виновен — ответишь, таков основной принцип антикоррупционной политики. Недавно подписанный Президентом Закон «О борьбе с коррупцией» тому подтверждение. В Беларуси это явление все же не столь массовое, однако «гниль», как показали проверки КГБ и прокуратуры, есть в разных сферах. Отдельные преступные схемы настолько изощренные, что не сразу и распознаешь. Поэтому задача нового закона — дать инструменты, позволяющие избавиться от этой «гнили».

Документ проделал долгий путь, прежде чем выйти в свет. Из различных предложений были отобраны те, которые не противоречат существующим правовым механизмам и позволят устранить пробелы в правовых нормах. В прошлом году проект закона был вынесен на общественное обсуждение, каждый из нас мог высказаться и повлиять на итоговый результат. Свои решения предлагали и эксперты–теоретики, и практики из правоохранительных структур, постоянно ведущие борьбу с коррупцией, и неравнодушные люди... Однако отдельным крупным деятелям, почему–то считающим себя вне закона, тогда казалось, что все это не про них. За что и поплатились не только удобными креслами, портфелями и репутацией, но и свободой. Один из громких коррупционных скандалов прошлого года разгорелся вокруг «Беллегпрома». Председатель концерна и директор Слонимской камвольно–прядильной фабрики получали мзду за решение вопросов о поставках оборудования. Так же, как и руководитель предприятия «Минсккоопвторресурсы», начавший свою трудовую деятельность со взяточничества и вынуждавший платить дань даже собственных работников, угрожая увольнением. Хорошие аппетиты были у бывшего первого заместителя мэра Минска Игоря Васильева, у заместителя председателя концерна «Белнефтехим» Владимира Волкова... Хуже всего, когда в коррупции уличают тех, кто обязан ей противостоять, как, к примеру, заместитель Генерального прокурора Александр Архипов. Этот список можно продолжать, но он ясно дает понять, что спуску коррупционерам нет. И не будет.

Нынешние изменения, прежде всего, говорят о том, что совершать такого рода преступления — себе дороже, а имущественное положение госслужащих стало более прозрачным. Законом четко определены механизмы предупреждения коррупции, в том числе ограничения, устанавливаемые для должностных и приравненных к ним лиц, регулируется порядок декларирования их доходов и имущества. Прописаны и основания для отказа при приеме на руководящую должность. Запятнавшим свою репутацию чиновникам снова занять высокий пост и раньше–то было непросто, но такие факты есть. Как есть и повторные коррупционные, экономические преступления. Теперь отказ в таком назначении можно получить в случае увольнения из госорганов или организаций по дискредитирующим обстоятельствам, а также при наличии судимости за тяжкое или особо тяжкое преступление.

На стадии обсуждения много споров вызвало предложение лишать коррупционеров права на пенсию за выслугу лет, оставив им пенсионные выплаты по возрасту. Некоторые причитали: мол, «как так, всего разок оступился и всю жизнь расплачиваться?» А как иначе? Теперь десять раз подумают, да и другим наука, поскольку эта норма в законе есть. Как и многие другие, в том числе предложенные нашими гражданами во время общественного обсуждения законопроекта. При этом надо учитывать, что даже самые совершенные меры могут оказаться не слишком эффективными, если не исполняются надлежащим образом. Поэтому и контроль за соблюдением законодательства тоже должен быть соответствующим. Ну а каждому вступающему в должность следует усвоить простую, в общем–то, вещь: сколько б ни было соблазнов, не бери.

gladkaya@sb.by

Советская Белоруссия № 136 (24766). Вторник, 21 июля 2015

Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter