Геннадий Овсянников готовится принимать поздравления с 89-м днем рождения

Не свадебный генерал

Не каждый актер способен стать истинным символом национальной культуры, но народному артисту БССР и СССР Геннадию Овсянникову это, несомненно, удалось. Он умеет воплотить на сцене и экране лучшие черты белорусского характера: терпимость, мудрость, юмор, оптимизм, совестливость, обостренное чувство справедливости. И каждая его роль подпитана любовью к родной земле. Совсем скоро Геннадий Степанович будет принимать поздравления с днем рождения.

По велению судьбы

Родился Геннадий Овсянников 19 февраля 1935 года в Могилеве. «Все детство я провел в деревне, — вспоминал он. — Меня воспитывала сестра моей матери, моя тетя. Она была учительницей, и после войны ее переводили из школы в школу — мы исколесили весь Климовичский район».

Сама судьба, пусть и довольно витиевато, но все же вела его на подмостки: «Окончив семь классов, поступил в Могилевский машиностроительный техникум. Проучился там год, затем забрал документы, уехал в Ригу, где подал их в мореходное училище. Через полгода вернулся в Белыничи окончить десятилетку. Там увлекся художественной самодеятельностью, актерствовать принялся в драмкружке…»

В 1953 году он поступил в  Белорусский театрально-художественный институт. Ему посчастливилось учиться у знаменитого педагога и режиссера Константина Санникова.

В тени великих

В 1957 году Овсянникова приняли в Купаловский театр. Звездные роли пришли не сразу. В то время на прославленной сцене играли наши корифеи: Глеб Глебов, Борис Платонов, Владимир Владомирский, Леонид Рахленко и другие. Сначала, как и положено большому мастеру в будущем, дядя Гена, как потом станут называть его в театре, 15 лет оттрубил в массовке, был задействован в небольших эпизодических ролях. Он твердо уверен: профессионализм нарабатывается только трудом. И поэтому никогда не опускал руки. Нереализованную энергию привносил в радиоспектакли — радио стало для него настоящим вторым домом.

Звездный «Трибунал»

Взлет Геннадия Овсянникова начался после того, как он нашел своего драматурга — Андрея Макаенка. Сначала сыграл Терешку Колобка в «Трибунале», потом — мудрого деда Цыбульку в «Таблетке под язык», Старца в «Святой простоте». А еще были яркие роли в спектаклях по пьесам Макаенка «Погорельцы», «Затюканный апостол», «Лявониха на орбите».

Полюбил зритель и другие постановки с участием Геннадия Степановича, среди которых легендарная «Павлинка», «Врата бессмертия», «Амнистия», «Константин Заслонов», «Характеры», «Люди на болоте», «Доходное место», «Плач перепелки»… За роль изобретателя Мурашко в комедии «Мудромер» Николая Матуковского он получил Государственную премию БССР. Более того, Овсянников сыграл в большинстве спектаклей талантливого мастера, главного режиссера, а после и худрука Купаловского театра Валерия Раевского, который всегда мыслил нешаблонно, нестандартно, метафорически и умел находить у актеров новые грани, не заштамповывал их, наоборот, давал развиваться.

Вечера на хуторе

Геннадий Степанович просто купался в роли Фомы Опискина в постановке «Вечный Фома» по повести Федора Достоевского «Село Степанчиково и его обитатели». И многих зрителей он, конечно, по-настоящему потряс в спектакле Валерия Раевского «Страсти по Авдею». Его поставил Валерий Раевский в 1989 году по одноименной пьесе Владимира Бутромеева, в основу которой легла повесть Георгия Марчука «Крик на хуторе». Эта роль принесла Овсянникову диплом победителя на фестивале «Артист конца XX века» в Москве в 2000 году. В этой драматической истории актер работал на разрыв аорты, чутко и с большой болью говорил о бедах и горестях белорусского крестьянства. И зритель его слышал.

Без Овсянникова трудно представить спектакли «Идиллия», «Тутэйшыя», «Князь Витовт», «Коварство и любовь», «Сымон-музыка», «Не мой», «Листопад. Андерсен», «Дети Ванюшина», «Вечер». Он дважды играл в спектакле по повести Яна Барщевского «Беларусь в фантастических рассказах»: сначала в формате моноспектакля, позже в большом театральном полотне.

Его стать и неспешность уравновешивали безумную энергию и разухабистость «Свадьбы» российского режиссера Владимира Панкова. Геннадий Степанович привносил в образ Ревунова-Караулова по-настоящему щемящую чеховскую ноту. Но в свадебного генерала в самом театре не превратился, оставаясь актером живым, импульсивным, многоплановым.

Работа с киноклассиками

В кино он сыграл небольшие роли в картинах Вячеслава Никифорова («Зимородок»), Виктора Турова («Жизнь и смерть дворянина Чертопханова»), Виталия Четверикова («Пламя»), Валерия Рубинчика («Последнее лето детства»), Михаила Пташука («Время выбрало нас»), Ивана Павлова («Свежина с салютом»), Александра Ефремова («Дунечка») и других. Ролей и фильмов могло быть гораздо больше, но легкомысленный кинематограф прошляпил Овсянникова-киноартиста, и это только его, кинематографа, вина.

Недавно актер блеснул в фильме Александра Ефремова «Лист ожидания» — сыграл одного из врачей, для которых профессия и долг — понятия неразделимые. И эти кадры придают особый вес талантливой картине, удостоенной одного из главных призов минувшего кинофестиваля «Киношок».

День нынешний

И сегодня каждое появление Геннадия Степановича на сцене зритель воспринимает как особый знак. В 2022-м в Купаловском театре состоялась премьера спектакля «Час жыцця», поставленного Игорем Маловым по знаменитой пьесе словацкого драматурга Освальда Заградника «Соло для часов с боем». В свое время именно эту пьесу взял для мхатовских «стариков» Олег Ефремов. А в Купаловском эта «обычная история» зазвучала как человеческая симфония прежде всего благодаря природному обаянию и актерскому мастерству Овсянникова.

А его появление в трагедии «Ромео и Джульетта» в постановке Даниила Филипповича, кажется, дисциплинирует самих артистов: как только входит Герцог — Капулетти и Монтекки вытягиваются перед ним по струнке!

Один из самых пронзительных моментов недавней премьеры «…А зоры тут ціхія» в постановке российского режиссера Дмитрия Акимова тоже связан с Геннадием Степановичем: в спектакле он играет дедушку Сони Гурвич. Это настоящая театральная поэзия…

Овсянников — человек любопытный. Всем интересуется, все читает. Прекрасно разбирается в поэзии и музыке, много лет дружит со скульптором Иваном Миско, часто бывает у него в мастерской. В 2021 году поздравлял вместе с коллегами гостей и жителей Копыля с Днем белорусской письменности в театрализованном номере «Каляднае кола». А свое «Кола жыцця» Геннадий Степанович создал сам — азартом, упорством, талантом и трудолюбием.

КСТАТИ

Примечательно, что народным артистом СССР Овсянников стал последним из белорусских служителей Мельпомены — 20 декабря 1991 года, всего за пять дней до прекращения существования Советского Союза. Не каждый актер может похвастаться таким колоритным фактом биографии. 

НЕ ПРОПУСТИТЕ

19 февраля, в день рождения Геннадия Овсянникова, на телеканале «Беларусь 3» увидим легендарный спектакль Купаловского театра «Павлинка» с его участием (запись 2021 года).

pepel@sb.by

Полная перепечатка текста и фотографий запрещена. Частичное цитирование разрешено при наличии гиперссылки.
Заметили ошибку? Пожалуйста, выделите её и нажмите Ctrl+Enter